10.12.2012

Доу, Герард (1613-1675)

В середине XVII века в голландском городе Лейдене сложилась своеобразная школа жанровой живописи, оказавшая заметное влияние на многих художников. Создателем этой школы был Герард Доу, картины которого еще при жизни мастера ценились буквально на вес золота.

Герард Доу родился в Лейдене в семье стекольных дел мастера. Первые уроки рисования Доу берет у своего отца, желавшего сделать из сына хорошего гравера по стеклу. С этой же целью его отдают в обучение к граверу Бартоломео Долендо, а затем к художнику Питеру Кувенхорну, оформлявшему стеклянные изделия. Видимо, заметив особые способности сына к рисованию, отец склоняется к мысли сделать из него живописца и в 1628 году пятнадцатилетнего мальчика отправляют в лейденскую мастерскую молодого Рембрандта, уже пользовавшегося определенным авторитетом как ученик знаменитого Питера Ластмана. Доу полностью попадает под влияние энергичного и постоянно экспериментирующего двадцатидвухлетнего Рембрандта. Они пишут с одних и тех же моделей. Доу усваивает интерес Рембрандта к светотеневым эффектам, к отдельным сюжетным мотивам, к восточным аксессуарам. Вероятно, и в семье великого художника юный ученик был принят как родной, об этом свидетельствуют многочисленные портреты матери Рембрандта, исполненные Доу.

Эти портреты позволяют сделать ряд наблюдений. Доу использует все внешние приемы своего учителя, но конечный художественный результат оказывается совершенно иным. Ученику, кажется, почти чужд интерес к человеческой личности и внутренний драматизм, столь важный в творчестве Рембрандта. Доу с удивительным для такого молодого художника мастерством отражает все видимые формы, с упоением выписывает узор морщинок на лице, делает почти ощутимой фактуру пушистого меха. Учитель и преданный ученик даже в этот период своей наибольшей близости являются антагонистами в искусстве. Со временем различие их творческих темпераментов выражается все яснее. Герард Доу — единственный ученик Рембрандта, создавший собственную школу. Но трудно в голландской художественной культуре XVII века найти явление более противоположное по духу искусству Рембрандта, чем лейденская школа Герарда Доу.

Новый этап в жизни Доу начинается после отъезда Рембрандта в Амстердам. Поначалу восемнадцатилетний художник как бы по инерции продолжает работать в круге тем и приемов учителя, но постепенно приходит к созданию более органичного для себя художественного языка. Некоторое время Доу подумывает о карьере портретиста — наиболее престижном и доходном занятии живописца в представлении голландцев XVII века. Однако от этой соблазнительной карьеры художнику пришлось отказаться из-за своей крайне медлительной манеры письма (заказчики просто не выдерживали длинных сеансов). Главным видом искусства для Доу становится бытовой жанр, всегда имевший в Голландии покупателей и позволявший работать сколь угодно долго.

Художник находит свой вариант жанра, он пишет небольшие по размерам сценки в городском интерьере. Доу изображает домохозяек в окружении кухонной утвари, торговок дичью, девушек с фруктами, а также сценки с врачами, учителями, астрономами, музыкантами, которые составляли значительную часть населения университетского Лейдена. Художник не стремится к реалистической достоверности. Напротив, он подчеркивает театрализованный характер изображения, показывая жанровую сцену в проеме окна, иногда через отдернутый полог или занавес. Персонажи Доу в нарочитых и несколько манерных позах демонстрируют свое, как правило, вполне обыденное занятие (держат рыбу, кисть винограда или мышеловку). Незатейливый, приятный глазу сюжет, предполагавший обилие любопытных подробностей, для Доу — только повод изящно расположить фигуры и с максимальной натуралистической точностью написать мельчайшие детали, которые зритель будет внимательно разглядывать, получая удовольствие от узнавания предметов и мастерства автора. Доу охотно оживляет картину светотеневыми эффектами, часто прибегает к мотиву искусственного света, вводя в изображение свечи или фонарь. Неожиданность и разнообразие освещения как бы компенсируют застылость движений и суховатую гладкость письма, привносят в изображение недостающую остроту.

Доу работает как ремесленник в высоком и низком смысле этого слова. Он начисто лишен художественной фантазии, но он абсолютно профессионален и добросовестен в своем искусстве. Доу изготавливает картину как вещь, добиваясь максимального совершенства исполнения, идеальной выписанности всех деталей. Скрупулезная тщательность отделки превращала маленькие картины Доу в своего рода произведения ювелирного искусства. Характерно, что в последующие века работы художника отдавались в приданое или передавались по наследству наряду с семейными драгоценностями.

Огромное внимание Доу уделял подготовке инструментов и красок, часто использовал в работе различные вспомогательные приборы. Так, световые эффекты он получал с помощью камеры-обскуры, а для того чтобы натуралистически точно отобразить предметы меньше их естественного размера, ставил выпуклое зеркало. Миниатюрная техника письма испортила художнику зрение, к тридцати годам он почти ослеп и вынужден был пользоваться сильными очками.

Картины бытового жанра почти сразу принесли Доу признание и широкую известность. Голландским бюргерам импонировала театральная красивость и одновременно понятность изображенных сцен, коллегам по ремеслу — профессиональное мастерство и отсутствие художественных претензий. В 1641 году была произнесена целая речь в честь Доу на собрании лейденских художников. Двадцативосьмилетний мастер в этой речи был назван "превосходнейшим" и поставлен в пример молодым живописцам. Доу пользовался успехом не только среди голландцев, но и у иностранцев. Художнику долгое время покровительствовал шведский посол в Гааге, плативший мастеру 1000 гульденов в год только за право приобретать его лучшие работы. Апогей славы Доу пришелся на начало 60-х годов. К этому времени он — самый знаменитый и наиболее высокооплачиваемый голландский художник. Поэты воспевали его произведения в стихах. Английский король Карл II, получивший в подарок картины Доу, выразил желание сделать художника своим придворным живописцем. Вест-индская компания заплатила за одну работу Доу баснословную по тем временам сумму — 4 тысячи гульденов. Вообще картины Доу ценились едва ли не больше при жизни, чем после смерти художника. У Доу было огромное число учеников. В разные годы в мастерской художника занимались Геррит Маес и Франц ван Миерис, Готфрид Шалкен и Габриэль Метсю, Питер ван Шлингеланд и Иоган Ставерен и многие другие. Обилие учеников, вероятно, объяснялось не только известностью Доу, но и самой манерой мастера, которой было легко подражать и которая приносила надежный и быстрый успех.

Герард Доу и его школа миниатюрной техники письма, столь знаменитые в XVII веке, со временем уступили место в истории более значительным явлениям голландского искусства. Однако творческая судьба Герарда Доу и сейчас способна вызвать удивление, заставить задуматься о том, какой великой силой в искусстве являются доведенное до совершенства мастерство и высокая профессиональная культура, даже не соединенные со значительным талантом.

А. Лидов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.