10.12.2012

Куба, Людвик (1863-1956)

Путь развития чешского и словацкого искусства в начале XX века был труден и сложен. В нем сосуществовало много тенденций, среди которых традиции реализма XIX века сохранили свою позицию. Особенности живописи классика чешского искусства Йозефа Манеса позже были развиты в творчестве главы так называемого "поколения Национального театра" Миколаша Алеша, а в середине 1890-х годов нашли свое выражение у художников "Общества Манеса". Здесь переплетались различные художественные направления, но все они развивались в русле поисков национального своеобразия.

На рубеже веков процесс национального возрождения, который составлял содержание культурного развития Чехословакии во второй половине XIX столетия, закончился. Перед молодым поколением художников встали новые задачи, выдвинутые новой эпохой общественного развития. В живописи, особенно в пейзаже, стали осваиваться методы импрессионизма, а позже, и постимпрессионизма. Одним из художников, чье творчество отразило веяния времени в чешском искусстве рубежа веков, был Людвик Куба — самобытный художник, ученый и писатель.

Куба родился 16 апреля 1863 года в городе Подебради, учился в частной художественной школе К. Либшера и два года (1890-1892) в Пражской Академии художеств. Художник осознавал недостаточность такого образования и поэтому отправился в Париж и поступил на два года в Академию Жюлиана. Однако решающим для творческого становления Кубы стало девятилетнее пребывание в Мюнхене, где художник посещал знаменитую школу Ашбе. От поступающих туда живописцев требовалась достаточно высокая профессиональная подготовка, чем в достаточной мере обладал Куба. Для школы Ашбе были характерны стремление к реалистическому отражению действительности и интерес к окружающей жизни. Но там учили не ограничиваться правдоподобным изображением того или иного предмета, а вдумываться в средства, которыми это правдоподобие достигается, изучать внутреннюю структуру и форму изображаемого. Большое внимание Ашбе уделял рисунку, но и в живописи утверждал необходимость поиска новых изобразительных форм и приемов. Все это как нельзя более импонировало Кубе.

Характерно, что в мюнхенский период Куба отдавал предпочтение натюрморту. Его "Пионы" (1902, Прага, Национальная галерея) или "Кухонный натюрморт" (1903, там же) написаны широким смелым мазком. Кажется, что художника интересуют не столько сами предметы, сколько возможность передать через живопись определенное чувство, настроение.

В 1910-е годы Людвик Куба чаще начинает обращаться к бытовому жанру, причем его всегда интересуют различные подробности костюмов персонажей, окружающая их обстановка. Изображая своих героев в пейзажном окружении, Куба с большим чувством передает красоту цветов, зелень листвы, солнечное освещение ("Среди роз", "Фиалки" — обе 1906, Прага, Национальная галерея).

Людвик Куба всегда был склонен к романтическому восприятию действительности. Он любил таинственное освещение, беспокойную игру светотени. С особой силой это проявилось в автопортретах. Лучшие из них — "Автопортрет у мольберта" (1914) и "Автопортрет с трубкой" (1915). Но даже и в более позднем "Автопортрете с палитрой" (1940) живопись Кубы полна жизненной силы. Мировосприятие художника отличалось оптимизмом, который он старался привить и своим ученикам (с 1945 года он преподает в Академии художеств в Праге).

Людвик Куба был не только живописцем, но и известным ученым — этнографом и искусствоведом. Систематическое исследование им славянских народных песен и обычаев, многочисленные поездки по славянским странам стали основой пятнадцатитомного исследования "Славянство в своих песнях". Столь различные увлечения — живопись и этнография — нисколько не мешали друг другу, а, напротив, были для художника источником постоянного вдохновенного труда.

А. Таргулов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.