10.12.2012

Бустелли, Франц Антон (1723-1763)

Франц Антон Бустелли — один из крупнейших скульпторов-керамистов XVIII века. Подробности его жизни малоизвестны. Итальянец швейцарского происхождения (настоящее его имя — Франческо Антонио), Бустелли родился в 1723 году, предположительно в Локарно. Неизвестно, где он обучался искусству скульптора. Не сохранилось также никаких сведений о ранних годах его творчества. В 1754 году Бустелли был принят на фарфоровую мануфактуру в пригороде Мюнхена Нейдеке; в 1761 году мануфактура переезжает в Нимфенбург, где начинается период ее расцвета. Бустелли первоначально числился "фигуристом", то есть исполнителем фарфоровых фигурок по чужим моделям, но довольно скоро он уже именуется как "скульптор и мастер моделей", становится ведущим художником мануфактуры. Деятельность Бустелли в Нимфенбурге была недолгой: 18 апреля 1763 года в возрасте сорока лет он умирает. За восемь с небольшим лет работы яркая творческая индивидуальность Бустелли проявилась в полной мере и сделала Нимфенбург одним из самых интересных центров фарфора в Германии.

XVIII век нередко называют веком фарфора. В самом начале этого столетия был открыт долго не дававшийся европейским керамистам секрет его производства. В 1710 году в Мейсене, близ Дрездена, основывается первая европейская фарфоровая мануфактура. Ее изделия вызывают восхищение всей Европы. Мода на фарфор достигает апогея. Фарфоровые сервизы ценятся не менее драгоценных серебряных; фарфоровые вазы, часы, осветительные приборы используются в оформлении интерьеров наряду с художественной бронзой. Почти во всех странах в течение XVIII века налаживается фарфоровое производство. Особенно много мануфактур было в Германии: в Берлине, Хехсте, Франкентале, Нимфенбурге, Людвигсбурге, Ансбахе и многих других столицах мелких немецких княжеств.

Следует отметить одну примечательную особенность европейского фарфора XVIII столетия — значительно большую роль скульптурного начала, нежели в китайском и японском фарфоре. Это сказывалось и в декоре посуды, этим объясняется расцвет мелкой фарфоровой пластики. Основоположником этого вида декоративного искусства был прославленный мейсенский скульптор И. — И. Кендлер (1706-1775), создавший многочисленные, разнообразные по сюжетам фарфоровые группы и фигуры, чрезвычайно пластичные и декоративные, наделенные чертами грациозного стиля рококо.

Бустелли начал заниматься фарфоровой пластикой намного позже Кендлера, расцвет деятельности которого приходится на 1730-е и 1740-е годы. К пятидесятым годам XVIII века рокайльная фарфоровая пластика казалась окончательно сложившейся. Мастера немецких мануфактур этого времени либо подражали Кендлеру, либо начинали использовать стилистические черты нарождающегося классицизма. Бустелли работает как мастер рокайльного стиля. Темы он использует традиционные: галантные пары, пасторали, китайцы, турки, боги Олимпа, но вносит в них нечто новое: элегантная утонченность сочетается в его произведениях с острохарактерными движениями, жестами, мимикой. В его моделях черты рокайля находят подчас свое крайнее выражение.

В Государственном Эрмитаже экспонируется группа Бустелли из серии "Пять чувств" — "Слух". Она изображает даму, старающуюся игрой на ксилофоне разбудить спящего в завитке рокайля кавалера. Крутые волюты представляют собой как бы фрагмент руины, возле которой происходит сцена. Положение фигуры кавалера точно следует линиям этих завитков. Слегка напоминает рокайльный изгиб и поза дамы, кокетливо обернувшейся к спящему кавалеру. Выразительная пластика группы подчеркивается тонкими светотеневыми эффектами (группа белая, без росписи). Вместе с тем ощущается и легкая ирония автора по отношению к своим персонажам.

Как и другие мастера, Бустелли нередко обращался в поисках темы к листам гравюр или же интерпретировал изделия других мануфактур. Но в этих случаях его модели лишь отдаленно напоминали исходный мотив. В 1760 году он сделал свой вариант кендлеровской группы 1740 года, изображающей влюбленную пару: красавица томно отвергает притязания влюбленного. Бустелли дает сцену бурного скандала, явно смеясь над своими героями.

Около 1760 года мастер создает серию из шестнадцати фигур-персонажей итальянской комедии. Эта благодатная тема многократно использовалась в фарфоровой пластике. Но серия, исполненная Бустелли, превосходит все другие по богатству фантазии, тонкости моделировки, большой жизненной теплоте и внутренней содержательности. Изысканное изящество в постановке фигур и их жестах, выражающих радость, удивление или кокетство, придает им своеобразное очарование. Некоторые персонажи соединены в пары, причем кривые линии изгибов их фигур дополняют друг друга. Эта нарочитая манерность не производит впечатления неестественности — художник как бы запечатлел исполненное грации мгновенное движение. Высшая степень утонченности, которой достиг Бустелли в рокайльной пластике, сочетается в его произведениях с эмоциональностью и остротой характеристики.

Особняком стоит в творчестве Бустелли созданный им в 1761 году портрет графа Хаймхаузена. Это своеобразное произведение совершенно не похоже на парадные портреты владетельных особ, во множестве исполнявшихся на немецких фарфоровых мануфактурах. Бустелли дал изображение головы графа в натуральную величину, очень точно вылепив жесткие черты его некрасивого лица. Суровость этого лица контрастирует с декоративной пышностью рокайльной подставки бюста.

Г. Есипова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.