Веронезе, Паоло (1528-1588)
В 1553 году Венецианская республика пригласила молодого живописца из Вероны Паоло Кальяри, прозванного по месту рождения Веронезе, для участия в украшении плафонов трех залов Дворца дожей. Разработанная гуманистом Даниеле Барбаро программа росписей была посвящена прославлению величия и непобедимости республики св. Марка. Исполненные Веронезе для Дворца дожей аллегорические композиции получили широкое признание, определив дальнейшую судьбу художника. В 1555 году Веронезе переезжает в Венецию, и с этого времени творчество мастера неразрывно связано со столицей Адриатики, последним в Италии оплотом ренессансной художественной культуры, а сам он становится певцом праздничной, исполненной гедонизма, искрящейся весельем и радостью венецианской действительности XVI века.
Паоло Кальяри получил первоначальное художественное образование сначала в мастерской отца — веронского скульптора Габриеле Кальяри, затем у Антонио Бадиле, пользовавшегося в Вероне славой хорошего живописца. Веронезе довольно рано начал работать самостоятельно, получая заказы на станковые картины для церквей и фресковые росписи. Его деятельность протекала в Вероне и Мантуе, в окрестностях Виченцы, Кастельфранко, Тревизо, Падуи. В развитии творчества Веронезе важное значение имело изучение произведений других художников. Юношей он копировал картины своего учителя Бадиле, гравюры Дюрера, рисунки Пармиджанино. Его полотна конца 1540-х — начала 1550-х годов обнаруживают интерес к могучей пластике Микеланджело, композиционным исканиям Рафаэля и Корреджо, колористическим открытиям Тициана. Но лишь в Венеции окончательно созрел и в полной мере раскрылся его яркий талант сочетавший мастерство замечательного колориста и рисовальщика, чувство композиции и декоративного единства.
Основная сфера деятельности Веронезе — декоративно- монументальная живопись. Его многофигурные композиции, написанные маслом на холстах, украсили стены и плафоны многих венецианских дворцов и церквей. Призванные воспеть и прославить величие Венеции, они отличаются героической, праздничной приподнятостью эмоционального строя, декоративным богатством и блеском. Настоящим шедевром молодого Веронезе стал последовавший за первой работой во Дворце дожей цикл "История Эсфири", исполненный в 1556 году для церкви Сан-Себастьяно в Венеции. Состоящий из трех полотен, украсивших плафон церкви, он поражал воображение современников движением сильных и красивых человеческих фигур, великолепием ракурсов вздыбленных коней, щедростью декоративной силы цвета, блестящим композиционным мастерством. Рассказывали, что сам Тициан, встретившись с Веронезе на площади св. Марка, обнял его и поздравил с победой.
Особое место в творчестве зрелого Веронезе занимают фресковые росписи в загородных венецианских виллах. Около 1561 года он приступил к декорации виллы Барбаро-Вольпи в Мазере, построенной Андреа Палладио неподалеку от Тревизо. Прекрасное творение знаменитого архитектора, эта небольшая вилла-дворец красиво вписана в окружающий ее сельский пейзаж и обрамлена цветущим садом. С удивительным художественным чутьем Веронезе сумел воссоздать во фресковых росписях виллы подлинный живописный эквивалент изяществу ее архитектурного облика. Остроумно задуманная, декорация Веронезе полна легкого движения и словно пенящихся весельем композиций. В ней органично соединены мифология и аллегории с жанровыми сценами, мотивами реальных пейзажей, шутливыми иллюзионистическими эффектами. Изысканная цветовая гамма фресок, холодная, серебристая, воздушная, словно вобрала и отразила чистоту высокого неба, тишину и прелесть окружающего ландшафта.
Но с особой яркостью и исчерпывающей полнотой весь круг художественных интересов зрелого Веронезе раскрылся в его станковых картинах. Живописец любил писать торжественно-зрелищные композиции с изображением праздничных шествий, аудиенций, пиршеств, в которых человек предстает в тесном слиянии с окружающей его средой. В своем большинстве созданные по заказам церквей и монастырей и посвященные традиционным религиозным сюжетам, они преобразуются под кистью Веронезе в грандиозные и радостные гимны событиям реальной жизни. Участниками этих "празднеств" становятся известные венецианцы, родственники и друзья художника, его заказчики и их семьи, известные исторические личности. Таковы, к примеру, картина "Пир в доме Симона Фарисея" (Турин, галерея Сабауда), написанная около 1560 года по заказу одной из веронских церквей, или же созданное для трапезной монастыря Сан-Джорджо Маджоре двумя годами позднее полотно "Брак в Кане" (Париж, Лувр), участниками которого являются свыше 130 персонажей. Великолепная архитектура фона, величественная, пронизанная потоками света, придает ренессансный порядок и законченность огромной композиции, в которой ликует, шумит, радуется многообразная толпа участников трапезы. Здесь и слуги в венецианских и восточных костюмах, музыканты, шуты, юноши, роскошные красавицы, почтенные старцы. Некоторые образы носят портретный характер. Веронезе включил изображения правителей государств от Сулеймана I до Карла V, среди дам можно узнать знаменитую Витторию Колонна, а в группе музыкантов — портреты Тициана, Тинторетто, Бассано и самого Веронезе.
Портрет как чистый жанр занимает в творчестве Веронезе достаточно скромное место. Блестяще передавая внешнее сходство модели, художник, однако, не концентрирует внимания на раскрытии характера изображаемой личности. Гораздо более важны для него виртуозно написанные аксессуары, благородная внешность портретируемого, умение придать его позе аристократическую непринужденность. Но в отдельных портретных образах художник достигает подкупающей задушевности, мягкого лиризма, удивительной простоты и естественности. Особенно удались мастеру полный обаяния, несколько жанровый "Портрет графа Джузеппе да Порто с сыном Адрианом" (Флоренция, собр. Контини-Бонакосси, 1550-е годы) и волевой, мужественный "Портрет Даниеле Барбаро" (Флоренция, Уффици, 1560-е годы).
И тем не менее Веронезе с полным правом можно назвать портретистом, ибо его жизнерадостные картины — это обобщенный портрет венецианской жизни с ее праздниками и торжествами, с ее великолепием, светом, искрящимся весельем. Эти настроения в полной мере присущи самому грандиозному из написанных художником "пиршеств" — полотну "Пир в доме Левия" из венецианской Академии. Размеры этой картины — 5,5 метра в высоту и 13 метров в ширину. Выполненное по заказу монастыря Санти Джованни э Паоло, полотно было закончено в 1573 году, когда обстановка в Венеции начала меняться и силы реакции все плотнее сжимались вокруг последнего очага Ренессанса: в жизнеутверждающем, подчеркнуто светском характере произведения церковники увидели проявление излишнего свободомыслия и дискредитацию религиозного сюжета, в связи с чем Веронезе вынужден был предстать перед трибуналом инквизиции.
Последние годы творчества Веронезе отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения. Настроения смутной тревоги и неуверенности появляются уже в блестящем цикле полотен, написанных в 1570-е годы для семейства Куччина. В картинах следующего десятилетия они звучат все более отчетливо. Скорбь, меланхолия, горечь, печаль, столь чуждые молодому Веронезе, характеризуют "Оплакивание Христа" из ленинградского Эрмитажа и "Распятие" из Лувра (1580-е гг.). В монументальных произведениях мастера появляются официальность, холодная парадность, внешняя патетика. Грандиозный плафон "Триумф Венеции", написанный Веронезе для Дворца дожей за три года до смерти, стал не только одним из последних творений мастера, но и своеобразным финалом художественного расцвета Венеции эпохи Возрождения.