10.12.2012

Ломаццо, Джованни Паоло (1538-1600)

Среди итальянских художников позднего маньеризма одной из примечательных фигур был ломбардский живописец, поэт и теоретик искусства Джованни Паоло Ломаццо. Выходец из зажиточной миланской семьи, племянник известного в Ломбардии художника Гауденцио Феррари, он с ранних лет решил посвятить себя искусству живописи. Первые художественные навыки Ломаццо получил в мастерской Джованни Баттисты делла Черва, ученика Гауденцио. Наряду с занятиями изобразительным искусством молодой художник много времени уделял изучению поэзии, философии, истории, приобретя достаточно широкое и основательное по тем временам образование. Еще в юности Ломаццо был избран главой своеобразной литературно-художественной Академии в Валь ди Бренто, местечке возле озера Комо. Впоследствии в "Автопортрете", хранящемся сейчас в миланской галерее Брера, он изобразил себя с книгой и циркулем в руках, в одеждах с атрибутами этой своеобразной ассоциации, члены которой — писатели и художники — вели научные беседы и споры на специально разработанном диалекте, не доступном для непосвященных.

Ранние живописные произведения Ломаццо — алтарные композиции и фрески в церквах Милана и окрестных городов — обнаруживали влияние Гауденцио и Леонардо да Винчи, неизменного кумира миланских живописцев. Уже тогда Ломаццо внимательно изучал теоретические труды Леонардо, нашедшие затем отражение в "Кодексе", хранящемся в Библиотеке Джона Пирпонта Моргана в Нью-Йорке. Снабженный титулом "Правила рисунка", этот трактат, приписываемый в последние годы с достаточным основанием Ломаццо и его ученику Амброджио Фиджино, обобщил изыскания Леонардо в области перспективы, анатомии и пропорций человеческой фигуры. Рисунки, иллюстрирующие этот трактат, копируют оригиналы Леонардо или развивают идеи великого мыслителя Возрождения.

Чтобы в совершенстве изучить особенности творческого метода крупнейших мастеров Италии XVI века, Ломаццо много путешествовал; он посетил центральную Италию, побывал в Мантуе, где его внимание привлекли фрески Джулио Романо в Палаццо дель Те. Любопытной страницей его биографии была служба у Козимо Медичи во Флоренции, который назначил художника хранителем галереи Медичи, насчитывающей в ту пору несколько тысяч картин. Характер деятельности Ломаццо во Флоренции существенно обогатил его познания в области искусства. Кроме того, тогда же он сам начал заниматься коллекционированием рисунков, продолжив это увлечение в Милане. В живописных произведениях Ломаццо, выполненных после возвращения из центральной Италии на родину, художник суммировал опыт, приобретенный во время путешествия. В не сохранившемся до настоящего времени оформлении церкви Сант Агостино в Пьяченце (1566), в росписях капеллы Фоппа в миланской церкви Сан Марко (1570-1571), в большой копии знаменитой фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" Ломаццо предстает как зрелый сложившийся мастер. Но блестящая карьера живописца неожиданно прервалась. В 33-летнем возрасте Ломаццо потерял зрение и весь остаток жизни провел, диктуя свои литературные сочинения.

Именно литературная деятельность принесла Ломаццо заслуженную известность, выдвинув его в ряды ведущих теоретиков маньеризма. Среди его сочинений центральными являются "Трактат об искусстве живописи", изданный в Милане в 1584 году, а также "Идея храма живописи", увидевшая свет в 1590 году. Кроме того, перу Ломаццо принадлежат "Стихотворения в форме гротесков", "Объяснение к трактату", "Автобиография" и ряд других литературных трудов. Сочинения Ломаццо характерны для маньеристических авторов XVI века: в них объединены многосторонняя образованность, тяготение к классификации, приверженность к религиозно-мистическим теориям и попытка их научного обоснования.

В "Трактате об искусстве живописи" Ломаццо подробно характеризует практику и теорию маньеристического искусства, сообщает множество ценных сведений о современных ему ломбардских мастерах. В частности, он пересказывает содержание не дошедших до нас рукописей Леонардо, тем самым существенно обогащая наши представления о теоретических трудах этого гениального представителя итальянского Ренессанса.

Другое сочинение Ломаццо — "Идея храма живописи" — своеобразный конспект первого труда. Оно было адресовано тем, кто "поленится изучать семь книг трактата". Эта работа ценна в первую очередь своими фактологическими сведениями — о художниках и их манерах, о коллекционерах того времени.

Литературные труды Ломаццо — важный исторический документ, помогающий лучше понять искусство его эпохи.

М. Иванова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.