10.12.2012

Ворносков, Василий Васильевич (1913-1967)

Василий Васильевич Ворносков — один из членов семьи резчиков Ворносковых, с деятельностью которой связано зарождение в Подмосковье в начале XX века целого народного промысла — абрамцево-кудринской, или, как ее даже нередко называют, "ворносковской", резьбы по дереву. В наше время традиции этого промысла разрабатываются Хотьковской фабрикой резных художественных изделий, созданной на базе промысловой артели.

Кудринская резьба украшает, как правило, некрупные вещи — шкатулки, чаши, блюда. Основной ее мотив — причудливо, но мягко извивающаяся ветвь с многочисленными слегка изогнутыми не то листьями, не то ростками — так называемыми "пальчиками", которые густо покрывают отведенное орнаменту поле. В ажурную "пальчиковую" вязь включены иногда стилизованные изображения птиц, рыб, животных. Орнамент выпуклый, с мягким, как говорят резчики, ""заоваленным" к фону", рельефом. Кудринская утварь промеривается, покрывается лаком и полируется. Иногда она просто вощится.

Создателем стиля резьбы, до сих пор непревзойденным мастером был отец В. В. Ворноскова — Василий Петрович Ворносков, крестьянин села Кудрино. Ворносковский стиль возник некогда как "крестьянский" — более органичный и непосредственный — вариант того "ученого" "русского стиля", одним из очагов которого была в конце XIX века взрастившая, давшая толчок и направление поискам В. П. Ворноскова абрамцевская столярно-резчицкая мастерская, руководимая Е. Д. Поленовой (Абрамцево находится неподалеку от Кудрина.) Созданный мастером-крестьянином, жившим в местности, население которой издавна занималось художественной обработкой дерева, путем обобщения, свободной переработки и подчас весьма вольных дополнений, в соответствии с собственными — народными же, крестьянскими — вкусами традиций резьбы различных областей России, ворносковский стиль воплотил в себе дух народного искусства, подлинно народные представления о красоте. Недаром он обрел живучесть, развился и укрепился новыми поколениями мастеров.

В своем доме Ворносков создал мастерскую, где в зимние, свободные от крестьянских забот месяцы работал весь многочисленный — почти три десятка человек — ворносковский клан, учились резьбе свои дети и дети односельчан. Она и стала ядром будущего промысла. Василий был одним из младших сыновей в семье, но по способностям резчика и художника стоял для отца на втором месте вслед за другим сыном — Николаем. После смерти в 1940 году Василия Петровича и гибели на войне брата Николая Василий станет как бы преемником отцовского резца.

В начале тридцатых годов семья Ворносковых, а вместе со всеми и Василий, переехала в Москву. Здесь Ворносковы образовали своего рода колонию абрамцево-кудринского промысла, сосредоточившую в себе главную часть его творческих сил. Василий работал в творческой лаборатории дерева при Институте художественной промышленности, создавая образцы изделий для внедрения их в производство Кудринской артели. По облику, по быту и укладу своей жизни он стал вполне городским человеком, причем с довольно широким кругом интересов и занятий: увлекался поэзией и сам писал стихи, посещал курсы рисования, учился в Институте народного хозяйства. Отныне и всегда, за исключением военных лет, когда Ворносков был на фронте, вернулся оттуда инвалидом, он жил в Москве, с годами все более посвящая себя искусству, став членом Союза художников, работая не только как резчик и художник традиционно кудринских вещей, но и в области резного и лепного оформления выставок (ВСХВ — в 1939 году, советских павильонов на выставках в Бельгии, Финляндии — в послевоенные годы), московских мостов и московского метро. Все это, однако, не помешало ему сохранить лицо народного, крестьянского художника. Основу его творческого наследия составляют типичные кудринские изделия. Сочетанием в них благородно-сдержанной формы с пышным растительным декором, играющим светотенью и бликами богатого рельефа, с блеском полировки гладких, не тронутых резьбой поверхностей, с благородством и насыщенностью тонов морения создавался образ ценимой в народе "роскошной" — нарядной, праздничной вещи.

Главным выразительным средством для кудринских мастеров является, как правило, орнамент. Унаследовав в резьбе почерк отца, Василий Васильевич унаследовал и его декоративный дар, фантазию и композиционное мастерство орнаменталиста. От вязи ростков-"пальчиков", оплетающей крышки, тулова, боковины сделанных им вещей, трудно оторвать взгляд, который так и тянется по направлению плавных изгибов кудринских ветвей, собственно, и являющихся организующим костяком орнамента. Взгляд по многу раз обходит все орнаментальное поле, где каждый изгиб ветви, завиток листка, форма ягоды или цветка радуют, воспринимаются событием, сюрпризом, заставляют удивляться прихотливости фантазии художника и его мастерству. Сказочная витиеватость орнаментальных форм, их щедрость, их плотность и густота, как бы происходящие от переизбытка творческих и жизненных сил художника, сами мотивы — упругие ветви, полные соков ростки и листья, роскошные цветы и ягоды — с народной непосредственностью выражают ощущение полноты, насыщенности, радости бытия.

Птицы и звери, изображения которых вводил Ворносков в свое узорочье, сохраняя органическую связь с последним, стилизованы в меньшей степени, чем в работах абрамцевских резчиков начала XX века. Иногда эти изображения стремятся слиться в небольшую сюжетную композицию. Это не только соответствовало общей эволюции кудринского стиля в тридцатые — пятидесятые годы, но и было проявлением индивидуальных исканий художника. Ворносков не всегда удовлетворялся только ролью орнаменталиста-декоратора. Способности рисовальщика и скульптора толкали его и дальше — в направлении развития уже известных или поиска новых для промысла форм, лежащих где-то на грани между декоративным и станковым искусством. Мастер, однако, отнюдь не стремился перейти эту грань, бережно сохраняя специфику народного кудринского стиля. Много было сделано им для разработки мало до этой поры распространенной в промысле формы декоративной анималистической скульптуры. Созданные им фигурки зверей и декоративно, и скульптурно, и образно выразительны. Облик, позы, характеры животных схвачены остро, но тем не менее еще и гиперболизированы — и в угоду еще большему заострению образа, и в угоду декоративности эффекта. В компактных, тяжелых фигурах живо ощущение крепости, грубости формы брусков, из которых они вырезаны, они украшены орнаментальными насечками, подчеркивающими их условность, традиционными кудринскими морением и полировкой.

В русле своих исканий художник разрабатывал и новую для промысла форму декоративного панно-барельефа в кудринском стиле, где сюжетная композиция занимает равное по отношению к орнаменту положение. И только восхищаться можно тем, как этот мастер, городской уже человек, умел сохранить в них традицию русского народного искусства и стилистику кудринского промысла, даже когда обращался к таким "нерусским" и "некудринским" сюжетам, как сюжет тропического леса. В панно "Борьба пантеры и бизона в тропическом лесу" (1930-е гг.) пантера, бизон, пальмы — это животные и растения русской сказки.

Успешно справлялся Ворносков и с введением в декоративную композицию человеческих фигур, в народных традициях решая волновавшие его темы, связанные с современностью (панно "Красный партизан", 1943, "...И на Тихом океане свой закончили поход", 1960, и другие). Своих героев он наделяет образами былинных богатырей, сажает их на тонконогих и пышногривых коней, помещает в сюжетно оправданный буйно ветвящийся "кудринский" лес. Общая условность сплачивает фигуры и узорочье орнамента, объединяют их и одинаковая высота рельефа, общность фактуры, продуманность композиции — фигуры как бы вплетаются в орнамент.

В органичности связи народной декоративности и переработанных в народном вкусе элементов профессионального станкового искусства, собственно, и заключается одна из черт индивидуальности В. В. Ворноскова в промысле, особенно в тридцатые — пятидесятые годы. Не случайно еще в 1936 году В. П. Ворносков перепоручил ему работу над эскизом самого крупного и не имеющего более аналогов в абрамцевской резьбе произведения — портала на тему "Пограничный дозор", над которым трудились Ворносковы семьей в десять человек и который украсил затем вход в зал резьбы по дереву на выставке народного искусства в Третьяковской галерее (1937). Василий Васильевич Ворносков был, возможно, единственным в промысле художником, кто мог справиться и справился с задачей увеличения камерной абрамцевской резьбы до масштабов монументального искусства и органичного введения в эту резьбу многофигурной тематической композиции на современный сюжет, сохранив лицо абрамцево-кудринского стиля, дух русского народного искусства.

О. Карлова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.