10.12.2012

Китс, Эльмар Янович (1913-1972)

Эльмар Китс относится к тому поколению эстонских художников, чье творчество стало связующим звеном между традициями национальной живописи и современными художественными исканиями. Восприняв высокую живописную культуру старой школы и передавая ее молодежи, эти мастера заложили основы эстонского советского искусства.

Эльмар Китс родился в Тарту — городе с богатыми культурными традициями и одним из старейших в Европе университетов.

С начала 1920-х годов город стал поистине Меккой для художественной молодежи. Это объяснялось тем, что после первой мировой войны в Тарту обосновались многие видные деятели искусства: артисты, писатели, художники — нашедшие убежище в университетском городке. Открытые ими студии и кружки, среди которых особой популярностью пользовалась мастерская живописца Конрада Мяги, явились той благоприятной средой, из которой выросло общество "Паллас" — художественная организация, сочетавшая в себе многообразные функции: от профессионально-художественных до культурно-просветительских.

В 1919 году при обществе открылась школа-мастерская — одно из первых в Эстонии высших художественных училищ, — просуществовавшая до 1940 года.

Система преподавания в "Палласе" отличалась демократизмом. Большое внимание уделялось практической работе с учащимися, выявлению их индивидуальных склонностей и пристрастий. В художественной практике главным ориентиром для большинства "палласовцев", включая и основателей общества К. Мяги и А. Ваббе, было искусство экспрессионизма, драматический пафос которого наиболее полно выявил беспокойный дух эпохи.

Китсу, поступившему в "Паллас" в 1935 году, посчастливилось учиться у таких выдающихся мастеров, как А. Ваббе, А. Варди, К. Мугасто. Четыре года, проведенных в училище, дали Китсу немало. В его ранних портретах и пейзажах уже ощущаются мастерство и зрелость. Вскоре он сам стал преподавателем в художественной школе им. К. Мяги (так назывался реформированный в 1940 году "Паллас"), но работал недолго — началась война.

В 1946 году на персональной выставке в Тарту экспонировалось более 70 работ Китса. Многочисленные поездки по стране, отчетные выставки и постоянное общение с молодежью (Китс преподавал в Тартуском художественном институте) помогли художнику обрести себя: свой способ выражения, свой стиль, свою аудиторию.

Живописи Китса свойственны повышенная эмоциональность, стремление проникнуть вглубь изображаемого. Свежесть непосредственного восприятия — качество, которым всегда дорожил художник, постоянно присутствует в его работах. Поэтому в них столько света и цвета, то нюансированного, то данного большими контрастными плоскостями, сколько разнообразных ритмов и выразительных фактур. В каждом произведении — портрете ли, пейзаже или натюрморте — художник как бы заново открывает мир, удивляясь и радуясь его многокрасочности, неповторимости каждого мгновения бытия.

Китс — мастер широкого диапазона: он и тонкий лирик, автор камерных "пейзажей настроения" (здесь очевидна его близость с импрессионизмом), таких как "Зимний пейзаж с воронами", "Осенний вечер" (1946), "Первый снег" (1954), "Острова на Онежском море", и мастер сложной синтетической композиции, способный соединить в один образ отдельные впечатления. Пример тому — пейзаж "Кемский порог" — одно из самых известных полотен художника 1950-х годов. Изображенный на нем безлюдный скалистый берег северной реки, покрытый редким лесом, и пенящийся в стремительных водоворотах поток — типичный для Карелии мотив. Но какое колористическое богатство извлекает кисть художника из этой, казалось бы, монохромной гаммы. Чередование контрастирующих темно-синих и желтых планов, проложенных темпераментной кистью, и дробная игра ярких пятен-рефлексов на поверхности воды, прерывающаяся вспышками белоснежной пены, создают ощущение буйного многоцветья, не уживающегося с привычным представлением о суровой северной природе.

Почти с самого начала творческого пути за Китсом утвердилось признание ведущего в республике мастера монументально-декоративной живописи. За короткий срок им были созданы такие значительные работы, как многофигурная фреска на плафоне театра "Эстония", повествующая об освобождении страны от фашистского гнета, панно "Первый эстонский певческий праздник в Тарту в 1869 году" (созданное совместно с А. Варди), украсившее здание Академии художеств ЭССР, декоративное оформление павильона Эстонии на ВДНХ, кафе "Сяде" в Тарту и многих других общественных зданий. В своей совокупности эти произведения составляют целую главу в летописи монументального искусства Советской Эстонии.

"Суровый стиль" рубежа 1950-1960-х годов с его стремлением к выразительному и лаконичному языку возродил интерес к экспрессионистическим тенденциям, имевшим распространение в некоторых региональных школах в 1920- 1930-е годы. Так, например, для живописцев России и Литвы новообретенным ориентиром стало художественное наследие ОСТа и АРСа. В Эстонии эту же роль сыграли традиции школы "Паллас" и мастеров, развивающих ее принципы в современную эпоху. В связи с этим творчество художников старшего поколения, к которым относится и Эльмар Китс, приобрело большую актуальность. Молодежь стала с интересом присматриваться к их работам, в которых часто находила подтверждение своим поискам и находкам.

Творчество Китса в эти годы переживает новый подъем. Обогащенное остросовременными темами и сложными живописно-пластическими способами выражения, оно по-настоящему раскрылось во всем своем многообразии. Работая над произведением, мастер постоянно ищет, анализирует, пытается найти ответы на волнующие вечные вопросы: что такое творчество, искусство, наконец, жизнь. Эти темы составляют основное содержание его "Жизни актера" (1966), "Трио" (1966), "Старика" (1970) — картин, различных по манере исполнения (то строго реалистической, в духе старых мастеров, то экспрессивно-живописной), но сходных по глубине осмысления проблемы, неоднозначности образного решения, отсутствию прямолинейности и тенденциозности.

Смерть оборвала творческие поиски художника. В 1972 году в Москве и Таллине состоялись большие ретроспективные выставки его работ.

Заслуги Китса высоко оценены, в 1971 году ему присвоено звание народного художника Эстонской ССР.

М. Боде
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.