10.12.2012

Зиновьев, Николай Михайлович (1888-1979)

"Наш стиль нас не связывает ни с перспективой, ни с цельностью изображаемых предметов. Мы все изображаем не как оно есть в натуре, а примитивно, как выгодней применить искусство красоты", — так определил основные принципы художественного мировоззрения мастеров палехской лаковой миниатюры один из крупнейших живописцев и основоположников искусства советского Палеха, народный художник СССР Николай Михайлович Зиновьев.

Ныне широко известное искусство Палеха возникло как художественный феномен на рубеже 20-30-х годов нашего века в сердце России, в старинном русском центре иконописи. Своими корнями оно уходит в древнерусскую живопись XVII столетия. В послереволюционное время новое содержание новый строй образов, новые материалы и техника внесли глубокие изменения в традиционные иконописные формы. Заимствовав у Федоскинской артели — старейшего лакового промысла технику изготовления предметов из папье-маше художники-палешане вырабатывают свой неповторимый стиль росписи, используя и творчески переосмысляя собственные древние традиции. Мастера оставляют нетронутым черный лаковый фон шкатулок, используют чистые звучные цвета, избегая тональной гаммы, покрывают роспись тончайшей паутиной золотого асиста, который выявляет объем и придает изысканный декоративизм предметам.

В творчестве каждого из живописцев, создателей этого оригинального искусства, общие черты стиля индивидуализируются и обретают своеобразие. К сложной повествовательности, многофигурному построению композиции, к сочетанию символики образа с большим, чем у других мастеров, реализмом формы тяготеет искусство Николая Михайловича Зиновьева.

Зиновьев вступил в "Палехскую артель древней живописи" в 1926 году, через два года после ее основания. К этому времени он был уже сложившимся мастером, имел большой опыт иконописца, монументалиста и реставратора. Начальное художественное образование он получил, как и все палешане старшего поколения, в иконописной мастерской. Попав семнадцатилетним юношей в Москву, Зиновьев знакомится в Третьяковской галерее с русской реалистической живописью, тщательно изучает и копирует полюбившиеся ему произведения М. В. Нестерова, В. М. Васнецова, И. И. Левитана. Здесь он осваивает принципы светского искусства, не связанного каноном. Одновременно художник много рисует с натуры, пишет пейзажи и портреты. Это сближение с иной живописно-образной системой, изучение приемов, отличных от усвоенных в годы учебы у иконописцев, сыграло большую роль в сложении стиля Зиновьева, его художественного языка.

Вступив в Палехскую артель и быстро овладев техникой лаковой миниатюры, живописец ищет пути ее дальнейшего развития и совершенствования. Зиновьеву чужда легкость творчества. Его образы глубоко прочувствованы, он тщательно собирает и изучает необходимые материалы, всесторонне обдумывает общее и детали композиции. Зиновьева привлекают темы, связанные с современной ему реальной действительностью, дающие возможность художественно осмыслить окружающую жизнь.

Своеобразием замысла и его воплощения отличается миниатюра Зиновьева "Москва-порт", показанная на выставке искусства Палеха в 1932 году. Это полупейзаж-полукарта, на которой разбросаны изображения главных строек первых пятилеток. В центре композиции — Московский Кремль, к которому тянутся водные пути из четырех морей. Мастер воплощает яркий художественный образ, где реалистические, детали переходят в общую символику целого.

К этому же времени относится одно из самых оригинальных произведений искусства Палеха, созданное Зиновьевым, — цикл миниатюр "История Земли". Композиции расположены на одиннадцати предметах письменного прибора. Их сложные сюжеты объединены общим декоративным замыслом. Художник развертывает картину жизни Земли: формирование Солнечной системы из первичной туманности, появление нашей планеты и ее главные геологические эпохи. Перед зрителем возникает полуфантастический растительный и животный мир далекого прошлого. Завершает цикл символическая композиция "История человеческой культуры". В своих записках Зиновьев раскрывает возникновение столь необычного замысла: "На эту тему меня натолкнули фрески нашей палехской церкви "Шесть дней творения". В противовес этой библейской легенде и задумал я "Историю Земли", решив показать в ней наглядно действительность, открытую нам наукой..." Безошибочное декоративное чутье позволило художнику удачно реализовать в миниатюре эту грандиозную тему, казалось бы, требовавшую воплощения в монументальной живописи.

Работы Зиновьева нашли международное признание. На Всемирной выставке 1937 года в Париже экспонировалась его композиция "В огне", созданная по мотивам книги А. Барбюса "Огонь". Эта миниатюра, выполненная на лаковой тарелке, эмоционально насыщенная и тонкая по своему декоративному решению, получает Гран-при.

Во всех работах Зиновьева главным является обобщенный образ, освобожденный от всего лишнего, случайного. Так, создавая в годы Великой Отечественной войны цикл миниатюр "Битвы предков за русскую землю" (1943), мастер изображает конкретных исторических личностей — Ярослава Мудрого, Александра Невского, гражданина Минина и князя Пожарского — носителями высоких общечеловеческих идеалов справедливости, мужества, любви к родине. И этот смысл как бы связывает воедино несколько временных пластов, неразрывно сливая прошлое с настоящим. Обобщенная условность, нематериальность фигур и предметов, символика ритмов и цвета, декоративная организация всей композиции миниатюры — вот средства, которые служат художнику для создания возвышенных образов. Миниатюры цикла выполнены в духе традиций старинного русского "мелочного письма" с неуловимыми переходами от одного цвета к другому и изысканной красотой линейного рисунка.

Умение художника создать обобщенные символические образы, умение декоративно заполнить поверхность, сохраняя ее плоскостность, позволяло Зиновьеву успешно работать и в области монументальной живописи. Используя свой еще дореволюционный опыт художника-монументалиста и наполняя его новым содержанием, мастер работает над росписями во Дворце пионеров (здание бывшего Аничкова дворца) в Ленинграде. Там он выполнил композицию "Песня о соколе" и эскизы фризов и потолков в "Комнате Горького" и в "Комнате сказок". Эти работы относятся к 1937 году. В дальнейшем большинство монументальных работ палехских художников проходило под руководством или при непосредственном участии Зиновьева.

Николай Михайлович был и талантливым реставратором, что тоже связано с общей традицией Палеха. В 1946 году он восстанавливает первоначальный облик наружных фресок Успенского собора в Московском Кремле. Бригада палехских живописцев, руководимая Зиновьевым, работает и в разрушенном фашистами Монплезире. Пользуясь очень ограниченными средствами, мастерам удалось полностью воссоздать исторический интерьер Лакового кабинета.

Разносторонне одаренный человек, Зиновьев был и прекрасным педагогом. Три поколения молодых живописцев были воспитаны им в Палехском художественном училище. Весь опыт многолетней творческой жизни Зиновьев обобщил в своей книге, посвященной искусству Палеха. В ней он обратился к истокам этого искусства, раскрыл художественное своеобразие лаковой миниатюры, творческий метод мастеров. Неоценима его книга и как практическое руководство по технике и основным приемам палехской живописи.

"Палех — есть одно из маленьких чудес революции", — говорил А. М. Горький. К волшебникам, создавшим это чудо, подарившим ему жизнь на долгие века, принадлежит Николай Михайлович Зиновьев.

Г. Суржанинова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.