10.12.2012

Заринь, Ян Петрович (род.1913)

В 1970 году авторскому коллективу, в который входили архитекторы Г. Асарис, О. Закаменный, О. Остенберг, И. Страутман, скульпторы Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайн, за создание мемориального ансамбля памяти жертв фашизма в Саласпилсе была присуждена высшая правительственная награда — Ленинская премия.

Идея создания мемориала на месте гитлеровского лагеря смерти Саласпилс под Ригой вынашивалась несколько лет. В 1964 году из авторов лучших представленных на конкурс проектов был образован авторский коллектив. Созданный ими мемориал стал одним из выдающихся примеров синтеза архитектуры и монументальной скульптуры. Каждая из скульптур комплекса обсуждалась всеми членами коллектива, так что сейчас невозможно отделить работу одного мастера от другого, определить личный вклад каждого в отдельности.

Авторы мемориала пошли по пути создания комплекса художественных произведений, отмеченных высоким символическим звучанием, воплощающих тему страданий, борьбы с фашизмом, величия человеческого духа.

Приближаясь к мемориалу, можно увидеть массивную бетонную стену длиной 110 м и высотой 12 м. На ней надпись: "За этой стеной стонет земля". Это "Стена жизни и смерти". Словно гигантский шлагбаум, она, опираясь на куб из черного лабрадора, образует вход на территорию военного полигона, где был сооружен лагерь.

За стеной находится поросший травой бывший аппельплац-площадь, на которой проводились построения и проверки заключенных. Ее окружают "Дорога страданий", вымощенная самими заключенными, и посаженная ими череда чахлых сосен.

На аппельплац, прямо на земле, без постаментов, расставлены в асимметричном, но строго закономерном порядке четыре гигантские скульптурные композиции. Самая экспрессивная из фигур — "Несломленный"; поверженный, но непокоренный гигант виден уже при подходе к "Стене жизни и смерти". Первая скульптура на пути — "Униженная". Это брошенная на колени молодая девушка, образ поруганной юности. За ней, неподалеку от места, где стоял единственный в лагере детский барак, — скульптурная группа "Мать" — немолодая женщина с изможденным, но гордым и волевым лицом прижимает к себе детей и девочку-подростка.

Воплощением главной темы мемориала — темы Сопротивления, несокрушимости человеческого духа — является группа "Протест", четверо выстроенных на поверку заключенных. Узник, потерявший сознание, и поддерживающий его товарищ символизируют "Солидарность". Интернациональную солидарность перед лицом фашизма воплощает фигура, поднявшая кулак в жесте интернационального приветствия "Рот-Фронт!" Своей высотой (16 м) и гордой выпрямленностью выделяется фигура заключенного с поднятой рукой, словно вышедшего из строя. Эту статую назвали "Клятва". "Клятва" — образ вдохновителя непокорившихся. Он полон несокрушимой энергии и сознания правоты своего дела. Эта статуя является смысловым центром всего ансамбля.

Авторами мемориала замысел раскрывается постепенно. "Дорога страданий" создала кольцевой обход, по мере которого открываются все новые грани образов, сложность их взаимодействия между собой, и зритель, таким образом, подчиняется созданной авторами логике эмоционального постижения и осмысления темы.

В статуях Саласпилса нет экзальтации. Пластика их спокойна и величава, фронтальность композиции придает ей особую ясность. У создателей статуй не было стремления к документальному сходству, статуи выполнены достаточно условно, но тем не менее история запечатлена в них с высокой достоверностью. Как и для других членов творческого коллектива, создававших мемориал, для Яна Петровича Зариня Саласпилс стал и закономерным итогом всего предшествующего творческого развития, и важным отправным пунктом для дальнейшей деятельности.

Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР, лауреат Государственной премии Латвийской ССР, лауреат Ленинской премии Я. П. Заринь — один из тех, кто в послевоенные годы своей творческой и организаторской деятельностью создавал искусство Советской Латвии. Еще в самом начале творческого пути он посвятил себя монументальной скульптуре, его влекла к себе идея героического гражданственного монумента. В 40-50-е годы он создает памятники "Павшим воинам Советской Армии в Великой Отечественной войне" в Крустпилсе и Вентспилсе, 11-ти валмиерским комсомольцам в Валмиере, проект памятника "Защитникам Лиепаи в 1941 году" для Лиепаи.

Немалое место в творчестве Зариня с самого начала заняла и работа над надгробиями.

Как и классиков латышской скульптуры Т. Залькална. К. Зале, Зариня влечет ясная, чистая, устойчивая форма, лаконичная композиция. Скульптор работает в различных материалах — бронзе, мраморе, шамоте, — но все же любимый его материал — гранит. Из зернистой поверхности этого твердого камня Заринь умеет извлекать самые разнообразные эффекты — от жесткости и брутальности до ощущения мягкой дымки, окутывающей скульптуру, смягчающей жесткую граненность, которая присуща большинству произведений скульптора. Последнее особенно характерно для парковой скульптуры. Именно так решена "Композиция" 1966 года, изображающая сидящую женщину с плодами.

Верен себе Заринь и в своих многочисленных портретах. Они настолько архитектоничны, что их можно было бы назвать небольшими монументами. Героями портретов Зариня, как правило, являются яркие творческие личности, деятели искусства, писатели, музыканты, духовный мир которых близок скульптору, и люди, наделенные сильным характером, носители активного, волевого жизненного начала ("Тренер команды ТТТ Р. Карнитис", 1980). Нередко в своих портретах скульптор строит композицию из одной головы, что вызывает ощущение особой масштабности образа. Заринь работает крупными, нерасчлененными массами. Простая и мощная форма кажется наполненной противоборствующими, но прочно скованными суровым материалом силами ("А. Шульц", 1975); ("Р. Карнитис").

Сегодня Ян Петрович Заринь является одним из самых ярких и последовательных продолжателей классической в латышской скульптуре традиции Т. Залькална.

О. Сугробова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.