10.12.2012

Фатуллаев, Нусрат Мовсум оглы (род.1913)

До революции в театрально-декорационном искусстве Азербайджана не было своих художников. Спектакли в большинстве случаев шли практически без оформления или с самыми скудными, случайно подобранными декорациями. Да и показываемые в Баку постановки были в основном спектаклями гастролирующих трупп.

В первые же годы советской власти молодая республика повела борьбу за широкое развитие и пропаганду искусства, за сохранение национальной культуры, за создание на ее основе советской азербайджанской школы. Одним из первых постановлений в области искусства было постановление о национализации театров, что во многом способствовало развитию профессионального театрально-декорационного искусства в Азербайджане. В 1920-е годы в Баку работало уже три государственных театра — азербайджанский, русский и армянский.

Азербайджанское театрально-декорационное искусство, как и театрально-декорационное искусство России, в первые десятилетия советской власти прошло непростой, во многом сходный путь развития, путь поисков новых средств выразительности. Постепенно от увлечения конструктивизмом, футуристических исканий театральная живопись перешла на реалистическую основу. Большую роль в развитии сценографии в республике оказали художники столичных театров. В 1920-е годы в Баку работали такие большие мастера, как Г. Якулов, П. Узунов, Вяч. Иванов. И к 30-м годам фактически уже была создана национальная школа театрально-декорационного искусства с крепкими реалистическими традициями. В это время в Азербайджанском драматическом театре им. М. Азизбекова были поставлены ставшие этапными в истории театра спектакли; в его репертуаре — азербайджанская и русская классика и современные революционные пьесы. Именно в эти годы начал работать в театре Нусрат Фатуллаев, и весь дальнейший творческий путь художника связан с жизнью этого театра.

Нусрат Фатуллаев родился в семье мелкого ремесленника. С малых лет он увлекался рисованием, с годами интерес и тяга к искусству возрастали. Юный Нусрат часто посещал театральные спектакли, интересовался самодеятельным искусством. В 1929-1930 годах он оформил несколько спектаклей драмкружков бакинских самодеятельных студий. К Фатуллаеву приходит убежденность, что его призвание — профессиональная сценография. Он поступает в художественный техникум, а параллельно работает декоратором в театре им. Азизбекова. Нусрату повезло, его непосредственными руководителями в театре были Р. Мустафаев, который внес большой вклад в развитие театрально-декорационного искусства Азербайджана, и Вячеслав Иванов, человек высочайшей культуры и эрудиции.

Первой самостоятельной работой молодого художника было оформление спектакля "Гибель эскадры" А. Корнейчука. Она принесла ему признание, заслуженный успех. В этой работе были уже и профессиональное мастерство, и серьезность подхода к решению сценических задач. Особенно удачной оказалась центральная установка — военный корабль, на палубе которого развертывались все массовые сцены; художник правильно понял, что массовые сцены в спектакле главные.

В последующие годы один за другим выходили спектакли, оформленные молодым художником. Среди них было несколько пьес, посвященных жизни азербайджанского села, становлению колхозного строя. В декорациях к этим спектаклям Нусрат Фатуллаев показал себя замечательным мастером сценического пейзажа. В его образах родной природы передана красота азербайджанской земли. Пейзажи Фатуллаева дают образный настрой спектаклям, придают конкретному сюжету более широкий обобщающий смысл.

Лучшим предвоенным спектаклем Нусрата Фатуллаева, в котором он проявил себя зрелым художником, спектаклем, выдвинувшим его в ряд ведущих сценографов Азербайджана, была постановка "Вагифа" С. Вургуна (1938). Эту драму национального классика Нусрат Фатуллаев решил в монументальном ключе. В спектакле он с большим художественным вкусом и тактом использовал традиционные элементы архитектурного оформления и народно-декоративного искусства Азербайджана XVIII века. (В 1939 году макет декораций этого спектакля был представлен в советском павильоне на Международной выставке в Нью-Йорке.)

В годы Великой Отечественной войны перед театром встала задача постановки патриотического спектакля, который должен был призывать на защиту Родины.

В тяжелый 1942 год театр показывает историческую драму "Фархад и Ширин" С. Вургуна. Художник сумел точно передать эпоху, создал героико-романтический настрой спектакля. В оформлении этого спектакля Фатуллаев использует с необходимой долей условности, с богатой фантазией элементы национальной архитектуры, воспроизведя величие и красоту дворца, интерьеров той эпохи. Изображения всадников и животных, размещенные в декорациях на рельефных медальонах, были перенесены художником со старинных сасанидских серебряных блюд. Они не только украсили спектакль, но и как бы конкретизировали место и время действия.

В целом спектакли Нусрата Фатуллаева решены в крупных, обобщенных формах. Но внутри этих форм художник добивается филигранной отделки. Это придает изысканность оформлению, но не мешает общему целостному ощущению сцены.

Драматический театр им. Азизбекова — театр героико- романтического плана, трагедийных красок, стилю его не свойственны натуралистическое бытописательство, мелочная трактовка образов. В репертуаре театра и, соответственно, в творчестве Фатуллаева много темпераментных, открыто эмоциональных спектаклей, поставленных в разные годы. Это и спектакли на исторические темы ("Вагиф", "Фархад и Ширин" С. Вургуна), пьесы классиков азербайджанской литературы ("Шейх Санан" Г. Джавида), постановки о времени становления советской власти в республике ("Алмас" Дж. Джабарлы) и спектакли, посвященные трудным революционным годам ("Гибель эскадры" А. Корнейчука, "Бухта Ильича" Дж. Мужнунбекова). Во всех этих спектаклях — реалистическая достоверность оформления, точное представление о месте и времени действия; для каждого спектакля Фатуллаев умеет найти образное решение, всегда отвечающее содержанию пьесы и замыслу режиссера.

Е. Романенко
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.