10.12.2012

Ермолаева, Вера Михайловна (1893-1938)

Ермолаева родилась в провинциальном городке Петровске Саратовской губернии. Довольно рано она переехала в Петербург, где в начале 1910-х годов училась в художественной школе М. Д. Бернштейна. Этим ее профессиональное образование фактически завершилось, что в какой-то степени сыграло положительную роль, ибо природные дарования и непосредственная свежесть выражения не были засушены долгой академической школой. В 1918 году Ермолаева организовала в Петрограде Артель художников "Сегодня", в которую вошли молодые талантливые графики — Н. Любавина, Н. Альтман, Ю. Анненков, прославившийся иллюстрациями к поэме Блока "Двенадцать", Н. Лапшин — впоследствии один из ведущих ленинградских книжных графиков.

Артель Ермолаевой выпускала малотиражные иллюстрированные книги, преимущественно детские. Анализ деятельности этого объединения очень интересен. Во-первых, это была не просто творческая, но производственно-художественная организация (вспомним артели русских мастеровых или Артель художников Крамского). В условиях резкого сокращения художественного рынка художники должны были думать и о сбыте и перейти от станковых работ к оформительству. Во-вторых, не случаен выбор детской тематики: книжки-картинки, как правило, тонкие, дешевые, имеющие спрос. Кроме того, маленькие книжки делаются быстро, что позволяет работать с неослабевающим интересом и достаточно рентабельно. В-третьих, книги для детей адресованы аудитории, чьи художественные вкусы и мировоззренческие позиции только начинают формироваться, поэтому познавательная и воспитательная роль детского автора чрезвычайно велика. Если еще вспомнить, что артель "Сегодня" развернула свою деятельность в 1918 году, на заре рождения нового мира, то станет ясно, что участники ее рассчитывали на отдаленный социально-художественный эффект, то есть, работая "сегодня", они закладывали основы "завтра". Формирование нового человека было общей задачей для всех деятелей культуры послереволюционной поры, немалая роль в этом процессе отводилась детской книге.

Искусство изящно оформленной и роскошно изданной книжки-картинки, органично входящей как часть вещного окружения не только в детский мир, но и в мир детской, в начале века было поднято на большую высоту художниками Е. Поленовой, А. Бенуа, Г. Нарбутом и другими мастерами "Мира искусства". Художественная практика В. Ермолаевой и ее товарищей строилась во многом как оппозиция мирискусническим принципам книжной иллюстрации. В книге подчеркивалась конструкция; ее единый организм, или, лучше сказать, механизм, строился из четко и единообразно сочлененных элементов — типовых разворотов и деталей оформления. Единству художественной выразительности книжек Ермолаевой, созданных в артельный период, способствовал сам технический метод их изготовления — печать непосредственно с гравированных досок. От руки вырезался и текст, чья фактура таким образом гармонировала с рисунком. Черно-белые оттиски в дальнейшем раскрашивались от руки, что делало книгу своего рода авторской линогравюрой и уподобляло ее народному лубку. Из этих уникальных изданий Ермолаевой ("Петух", "Зайчик") сохранилось совсем немного экземпляров. В последней книжке с пятью картинками на тему известного стишка про то, как "вышел зайчик погулять", фигуры зайчика и охотника занимают всю плоскость страницы. Они выполнены сильным, энергично резанным штрихом и раскрашены яркими цветовыми заливками. Специфические выразительные возможности линогравюры, не допускающей мелкой разработки и множества деталей, Ермолаева удачно приспособила к особенностям детского восприятия, не умеющего разбираться в сложно построенной визуальной форме. Опыт артели "Сегодня" по печати текста и изображения с авторских досок был использован вскоре петроградским отделением РОСТА, где работали художники В. Лебедев и В. Козлинский. Плакатно броский язык линогравюры в сочетании с возможностью оперативного тиражирования оказался наиболее органичной формой агитационно-массового искусства в годы ограниченных полиграфических возможностей.

Ермолаева была не только организатором, но и душой артели. Когда в 1919 году отдел ИЗО Наркомпроса направил ее в Витебск, артель распалась. Витебск, заштатный городишко на западе бывшей Российской империи, на рубеже 20-х годов неожиданно стал одним из видных художественных центров молодой Советской республики. В витебском художественно-практическом институте преподавали в то время М. Шагал, М. Добужинский, К. Малевич, Р. Фальк. 26-летняя Ермолаева стала ректором института. Способность к организационной деятельности позволила ей сочетать творческую работу с умелым администрированием. В те же годы Ермолаева принимала участие в организации известной впоследствии группы УНОВИС (Учредители Нового Искусства).

Витебский период жизни Ермолаевой не был продолжительным. С 1923 года Ермолаева снова в Петрограде, где она под руководством К. Малевича стала работать в Государственном институте художественной культуры (Гинхуке). Там она до 1927 года руководила лабораторией цвета.

С конца 20-х годов Ермолаева снова вернулась в детскую книгу. В то время в Ленинграде начинала складываться школа иллюстрации, вошедшая впоследствии в историю советского искусства как лебедевская. Тогда В. Лебедев был еще в значительной степени не руководителем, а, пожалуй, "первым среди равных". Он и товарищ Ермолаевой по давней петроградской артели Н. Лапшин, заведовавший художественной редакцией журнала "Новый Робинзон", ввели художницу в Детский отдел ленинградского ГИЗа (Государственного издательства), помогли первыми заказами.

Рисункам и всем книжным макетам Ермолаевой присущ игровой динамический характер. Повышая роль маленького адресата своих книжек, она из пассивного зрителя пыталась его сделать активным соучастником. Так, например, авторская книжка "Горе-кучер" (1929) представляет собой издание большого формата с четырьмя рисунками без текста на странице. На каждой правой странице изображалась какая-либо тягловая сила — лошадь, ослик, грузовик, паровоз, слева везде — повозка (телега, игрушечная коляска, баржа). Пары соединены веревочками, что оставляет комический эффект, ибо все они расположены невпопад и слон, например, везет маленькую колясочку. Ребенок, который должен ощутить себя умнее и сообразительнее "горе-кучера", может разрезать все страницы и сложить их по пунктирным линиям так, чтобы получилась миниатюрная книжечка с правильными парами.

Игровое начало пронизывает и книжку, иллюстрирующую веселую назидательную историю Д. Хармса "Иван Иваныч Самовар" (1928). Каждая страница состоит из рисунка в две трети ее общей величины и стихотворного текста внизу. Рисунки в яркой цветной рамке со скругленными углами образуют на протяжении книжки сплошную ленту, как в мультипликационном фильме. Героем ленты является большая семья — от старенькой бабушки до кошки с собакой, а центральным персонажем, вокруг которого протекает жизнь семейства и основные события, предстает Иван Иваныч Самовар или просто самовар. Огромный и пузатый, он щедро оделяет чаем каждого из членов семьи. Самовар является композиционным и цветовым центром всех рисунков, сбоку от него за длинным столом рассаживаются по старшинству все напившиеся чаю. Каждый последующий рисунок добавляет нового героя, как в сказке про репку, которую самовар изрядно напоминает. К концу Иван Иваныч делается все тоньше и тоньше, и когда наконец приходит заспанный неряха-мальчик Сережа, самовар не дает ему ни капли — "Наклоняли, наклоняли, наклоняли самовар, но оттуда выбивался только пар, пар, пар..." Динамическое действо сюжета выдержано в единой живой ритмике, сначала тяжеловесно-неторопливой, потом все более подвижной. Выполненные в технике цветной литографии иллюстрации отличаются лаконизмом деталей и простотой колористического решения. Моментальные снимки семейного портрета в интерьере сделаны с добродушным юмором, все в этих сценках румяно-пузато, полновесно и полноцветно. В стилистическом отношении Ермолаева является во многом антиподом Лебедева и Лапшина — она тяготеет не к графическому, а живописно-пластическому методу.

Ермолаева работала не только над детской тематикой. В начале 30-х годов ею были созданы иллюстрации к "Дон Кихоту", "Рейнеке-лису", к поэме "О природе вещей" Лукреция Кара.

Е. Штейнер
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.