да Форли, Мелоццо (1438-1494)
В эпоху Возрождения, так же как и в средние века, монументальная живопись занимала одно из ведущих мест в изобразительном искусстве, но теперь назначение ее стало более многообразным. Фресками украшали не только вновь построенные сооружения, но и средневековые постройки, придавая им новый ренессансный облик. Монументальная роспись предъявляла более сложные композиционные и колористические требования. Художникам необходимо было учитывать взаимоотношения реального и иллюзорного пространства, добиваться единства с архитектурой, считаться с восприятием росписи в данном интерьере с разных точек зрения.
В XV столетии в творчестве многих великих мастеров, таких как Мантенья, Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо, монументальная живопись занимала значительное место. К художникам-монументалистам принадлежал и Мелоццо дельи Амброджи, прозванный Мелоццо да Форли, так как родился в маленьком городке Форли, расположенном на территории Умбрийского герцогства. Сведений о нем немного. Учился он у великого живописца кватроченто Пьеро делла Франческа и в его мастерской выделялся особой одаренностью. Возможно, что вместе со своим учителем он 60-е годы XV века провел при дворе урбинского герцога Федерико Монтефельтро, щедрого мецената, приглашавшего часто прославленных гуманистов, поэтов, художников. О беседах в Урбино написал позднее в трактате "О придворном" писатель того времени Бальдассарре Кастильоне.
В 70-е годы заново украшались залы дворца Монтефельтро. Для этой работы были приглашены живописцы, среди них Мелоццо и нидерландский художник Иосс ван Гент. Стены первого покоя были украшены портретами великих мудрецов разных эпох, а в рабочем кабинете герцога представлены символические изображения семи свободных искусств. Но участие Мелоццо в этой работе только предполагается.
После Урбино художник работал в Риме и Лорето. К 1477 году относится фреска, украшающая ватиканскую библиотеку, основанную папой Сикстом IV. Торжественное собрание, утверждавшее библиотеку, и представил Мелоццо. Справа на первом плане в кресле сидит Сикст IV в серебристом облачении. Его взгляд устремлен на ученого гуманиста Платина, опустившегося перед папой на колени, за ними неподвижно стоит кардинал делла Ровере, будущий папа Юлий II. Слева префект и рядом с ним — молодой и изящный Джироламо Риарио в сиреневом одеянии. Мастер создал один из самых блестящих групповых портретов того времени, но подчеркнуто торжественный. В нем отсутствуют какие бы то ни было жесты или движения, передающие близость героев, связывающие их эмоционально. Их сдержанности соответствует и архитектурное обрамление. В строгом ритме уходят пилястры в глубину, образуя свободное пространство, завершающееся на дальнем плане полукруглыми окнами, сквозь которые льется свет. Кассетированный потолок украшен розетками. Мелоццо да Форли создал идеальный интерьер, светлый, нарядный и величественный. Вся фреска написана с удивительным живописным мастерством. Пилястры красноватого и серо-золотистого цвета, на поверхности которых проходит узор, имитирующий рисунок камня. На их фоне выделяются белая одежда папы, холодного серого цвета платье Платина и необычайно звучные тона пурпурной мантии кардинала делла Ровере. Пилястры на первом плане не только являются своеобразным обрамлением композиции, они чуть выступают вперед, связывая реальное и иллюзорное пространство, активно вовлекая зрителя в происходящее.
Фреска "Учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV" — произведение, выполненное зрелым, талантливым художником.
В Лорето, в ризнице собора, Мелоццо украсил фресками потолок, на плоской поверхности которого с помощью живописи создал иллюзию купольного пространства. На стенах этого купола, написаны окна, за которыми видно голубое небо, и свет, льющийся сквозь них, освещает парящих ангелов и апостолов, сидящих у его края.
Их лица погружены в тень, поскольку они сидят спиной к свету. В подобном стремлении подчинить плоскость стены воображаемому пространству, Мелоццо да Форли не был одинок. Почти такие же проблемы разрешал в мантуанских фресках Мантенья.
Наиболее значительным произведением Мелоццо стали фрески в церкви Санти Апостоли в Риме. Теперь можно только предполагать, как они выглядели после окончания. Возможно, что в куполе было изображено "Вознесение Христа", в окружении поющих и играющих ангелов, а завершали композицию фигуры апостолов. До этих фресок купол украшался плоскими изображениями, подчинявшимися его форме, фигуры следовали поверхности стены, без учета восприятия данного изображения зрителем снизу. Мелоццо да Форли расписал купол так, что в нем возникло новое воображаемое пространство, в котором разместились фигуры музицирующих и поющих ангелов. Их крупные объемные фигуры хорошо видны зрителям, находящимся внизу, под куполом. Точные движения полны значительности, строгие красивые лица обрамляют пышные прически, они скорее отвечают идеалу красоты Высокого Возрождения, опережая свое время, но динамическая композиция фрески, необычные смелые сокращения и нарушения классической схемы в движении фигур придают им напряженность, экспрессивность стенных росписей барокко.
В начале XVIII века, по решению папы Климента XI, фрески были сбиты, интерьер церкви начали перестраивать соответственно новым идеалам времени. От фресок сохранились только отдельные фрагменты, хранящиеся теперь в разных музеях Рима. "Вознесение Христа" украшает лестницу в Квиринальском дворце, изображения ангелов и апостолов хранятся в Ватикане.
Другие произведения Мелоццо да Форли также не сохранились в своем первоначальном виде, поэтому очень трудно представить эволюцию творчества художника. Но даже по сохранившимся фрагментам можно судить о великих достижениях его монументального искусства и его влиянии на современников.