Бекарян, Ара Вагинакович (1913-1986)
Ара Бекарян родился в Турции, в Карахисаре, а в 1925 году вся семья переехала в Армению и поселилась в Эчмиадзине. Здесь будущий художник создал свои первые живописные этюды.
В 1930 году Ара Бекарян поступил в Ереванский художественно-промышленный техникум, где учился у крупнейшего армянского художника-реалиста С. Аракеляна. По окончании техникума Ара продолжает образование в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, где его педагогом был замечательный художник А. Осмеркин.
Судьба Бекаряна сложилась так, что, получив в 1939 году диплом, он сразу ушел на финский фронт и воевал до 1945 года. Бекарян с советскими войсками дошел до Австрии был ранен. Вернуться к занятиям живописью художник смог лишь после шестилетнего перерыва. На художественных выставках работы Бекаряна появились впервые после войны.
В 1947 году состоялась первая персональная выставка Ары Вагинаковича. На выставке были представлены выполненные с большой любовью пейзажи родной земли. Помимо пейзажей на выставке было представлено большое количество портретов. Все портретируемые — хорошо знакомые автору, близкие ему люди: А. Осмеркин, художник В. Айвазян, отец, брат. В этих ранних портретах уже чувствуется психологический подход к модели, характерный для всего дальнейшего творчества Бекаряна.
Ара Бекарян много путешествует по Армении, пишет пейзажи различных районов страны, но самым плодотворным в его творчестве оказывается время работы в Араратской долине, этом необыкновенно щедром, плодородном и прекрасном крае. Во многих полотнах художника, написанных в разные годы, будут появляться мотивы этого удивительного уголка природы.
Его пейзажи Араратской долины разнообразны по мотивам и эмоциональным оттенкам, но почти всегда Бекарян изображает природу либо весной, в пору цветения, либо осенью, во время сбора урожая. Чаще всего это сельские виды: художник любит писать незамысловатую архитектуру деревенских глиняных домов с плоскими крышами, проходящие между ними неширокие улочки. Фигуры людей в пейзажах Бекаряна, всегда обобщенные, чаще всего расположены спиной к зрителю, но они придают особый смысл изображенному мотиву.
Люди и природа в произведениях художника неразделимы. Они пронизаны ощущением гармонии, спокойствия, значимости повседневной жизни, в них нет суетности, нет и открытой эмоциональности. Люди заняты привычным, каждодневным трудом: размеренно, неторопливо идут за водой женщины, несут наполненные фруктами корзины, раскладывают для просушки пшеницу на крышах ("Аштарак", 1960; "Ехегнадзор. Главная улица", 1961; "Старый Аштарак", 1961; "Кипарисы", 1962; "Большая лестница в Конде", 1964, и другие).
Написаны эти пейзажи с повышенной красочной экспрессией, крупными, сильными цветовыми пятнами, создающими гармоничную цветовую гамму. От картин исходит ощущение покоя. Цвет — источник эмоционального состояния в полотнах Бекаряна.
Солнце присутствует почти во всех его работах — жаркое, знойное, раскаляющее все вокруг, но оно благословенно, под ним созревают сочные плоды, расцветает природа.
Пейзажам Бекаряна эмоционально близки его жанровые картины. Они как бы вырастают из его пейзажей — фигуры людей приближаются к первому плану, но фоном, точнее, окружением для них остается природа ("Осень", 1967; "В поле", 1964; "Свирель", 1963; "Апрель месяц", 1964; "Ошакан", 1963).
В жанровых картинах Бекаряна нет активного действия, нет сюжетного развертывания происходящего. Тема раскрывается через образ. Для армянского изобразительного искусства в целом характерно изображение людей не в активном действии, а как бы в состоянии созерцательности. Ара Бекарян — яркий представитель такой школы живописи.
Вечная тема искусства — материнство — близка и Бекаряну ("Ошакан", 1963; "Отдых", 1969; ""Весна" в садах", 1963). В картине "Ошакан" изображена молодая мать, освещенная солнцем, на фоне раскинувшихся осенних полей. В этой работе — красота материнства, мирный покой, радость жизни.
В "Весне в садах" тема материнства отождествляется с весной, с цветением. Тонкая колористическая гамма придает особое поэтическое звучание полотну. И в обоих произведениях, как всегда у художника, природа и человек нерасторжимы.
Композиции художника (Бекарян предпочитает однофигурные, и в основном его герои — женщины и дети) лаконичны, в них умело выбрано главное, точно соотнесены детали. Несложность, ясность мотивов, их невыдуманность подкупают, сближают зрителя с искусством художника. В самом незамысловатом мотиве, изображенном художником, есть чувство высокой гармонии, значимости изображаемого. Такова, например, картина "Аштарак" (1960). Типичный мотив маленькой армянской деревушки — глиняные дома, узкие улочки, знойный полдень, спасительная тень деревьев, вереница навьюченных ослов, подгоняемая маленькой девочкой. Жгучее солнце, прохлада тени, застывший воздух, как бы находящиеся в движении свет и тени, осязаемость каждой детали — все эти физические ощущения переданы художником средствами живописи. Все проникнуто настроением мира, покоя.
Жизнеутверждающее ощущение красоты мира — вот главная тема произведений А. Бекаряна.