10.12.2012

Кирхнер, Эрнст Людвиг (1880-1938)

Экспрессионизм был самым главным вкладом немецкого искусства в художественную культуру XX века. Он охватил широкие области литературы, музыки, архитектуры и кино, но наиболее ярко проявил себя в живописи. Острота восприятия действительности и социальная направленность, обостренное чувство формы и стремление к цветовой насыщенности, к декоративности стали характерными чертами этого стиля.

Как живописное явление, немецкий экспрессионизм имел самые разнообразные корни. С одной стороны, он воплощал в себе чисто национальную тягу к гипертрофированной обостренной форме, язык которой всегда был главным средством выражения у немецких художников начиная со средневековья (искусством которого особо вдохновлялись экспрессионисты). С другой стороны, источником вдохновения для экспрессионистов была живопись французского постимпрессионизма, в частности, Ван Гога и Гогена. Первый довел цвет до его предельной чистоты, выражая им свои душевные и нервные переживания. Второй, Гоген, вырабатывал новые ритмы, основанные на взаимоотношениях линии и цветового пятна и объединенные в одну орнаментальную форму. Вместе с влиянием Эдварда Мунка — яркого представителя стиля модерн и предвестника экспрессионизма, французские влияния пришли в Германию через группу "Наби".

Таким образом, экспрессионизм родился из слияния современных художественных идей и национальных традиций. Его рождению способствовала и общественно-политическая обстановка в стране — обострение социальных отношений, экономический кризис. Поэтому основным пафосом творчества немецких экспрессионистов стал социальный протест против современного буржуазного общества. Опустошенность современного человека, социальное неравенство, бессмысленность и жестокость войны становятся основными темами в творчестве художников этого направления.

Формальным началом экспрессионизма считается 1905 год, когда в Дрездене была создана группировка "Мост". Ее основателями были вполне зрелые мастера, но именно факт объединения дал им возможность ощутить себя мощной художественной силой. В этом был и смысл названия группировки — "присоединить к себе все революционные элементы" (из манифеста " Моста"). Среди создателей группы были Карл Шмидт-Ротлуфф, Эрих Хеккель, Фриц Блейль и Эрнст Людвиг Кирхнер.

Для Кирхнера вступление в "Мост" совпало с окончанием его учебы. До этого он изучал архитектуру в Дрезденском высшем техническом училище и некоторое время занимался в школе Обриста и Дебшица в Мюнхене. Именно обучение в этой школе и было осуществлением его "мечты о живописи": у Обриста и Дебшица он изучает композицию и рисунок с натуры. В это время вместе с Ф. Блейлем, тоже студентом-архитектором, он занимается экспериментами в области рисунка и живописи. Тогда-то и зародились основы "Моста" — художников объединяла не только общность интересов, но и дружба. В 1906 году к ним присоединяется представитель старшего поколения Эмиль Нольде, а чуть позже — Макс Пехштейн, швейцарец Куно Амит, финн Аксель Галлен-Каллела. Все эти художники работают в тесном контакте, иногда в общей мастерской во Фридрихштадте, иногда в совместных поездках на пленэр к Морицбургским озерам. Но уже в 1911 году намечается раскол группировки, когда Кирхнер и Пехштейн уезжают в Берлин и основывают там Институт современного обучения живописи. Официально "Мост" закончил свое существование в 1913 году.

В начале 1910-х годов Кирхнер ведет бурную творческую деятельность. В поисках новых тем он становится настоящим урбанистом — поклонником и беспощадным критиком жизни современного города. Кирхнер принимает участие в Специальной выставке в Кельне, где расписывает Зондербунд-капеллу. В 1913-1914 годах появляются его знаменитые "берлинские" сцены — ночные перекрестки с одинокими прохожими на фоне утрированной архитектуры. Женская фигура на ночной улице для художника — символ покинутости, безнадежности. Живопись Кирхнера становится сгустком нервной энергии, достигает, кажется, предела напряженности. Об этом свидетельствуют и "Цирковой наездник" (1914, частная коллекция), и "Красная башня в Халле" (1915, Музей Эссена). В этих вещах деформация реальности говорит о глубочайшем душевном кризисе мастера, а "Автопортрет" (другое название — "Пьющий", 1915, Нюрнберг, Национальный музей), написанный уже во время тяжелого нервного недуга, — авторское признание в полной душевной опустошенности. В письме к другу он пишет так: "Теперь я сам такой, как кокотки, которых я рисовал... продолжения уже не будет".

Наступила болезнь, а вместе с ней и творческий кризис. Выздоровление происходило очень медленно. Кирхнер уехал лечиться в Швейцарию. Вместе со здоровьем к художнику возвращается и желание снова работать. В это время он пишет спокойные альпийские пейзажи (1919, Детройт, Институт искусств), проникнутые совершенно иным мироощущением. От нервной пастозной живописи довоенного периода он приходит к плоскостно-декоративной манере. Именно так написан, например, групповой портрет художников (1926, Кельн, музей Людвига).

Накануне прихода к власти национал — социалистов Кирхнера принимают в Прусскую Академию художеств. В 1933 году в Берне состоялась огромная выставка его произведений. Однако общественная слава художника недолговечна. В том же году вместе с другими экспрессионистами Кирхнера исключают из состава Академии. Художник уезжает в Швейцарию, будучи не в силах противостоять официальному искусству, которое олицетворяет собой сильную государственную власть. Но для "власть имущих" этого было мало. Они хотят уничтожить всякую память о художнике и объявляют его искусство (как и искусство многих прогрессивных немецких художников) "дегенеративным" и "вырожденческим". Из немецких музеев конфискуется 639 работ Кирхнера. Для художника это было непереносимым ударом — в 1938 году он кончает жизнь самоубийством. Это было последним актом художника, направленным против тоталитарной власти, против "обезличивания" искусства. И Кирхнер победил в этой борьбе, хотя и после своей смерти, когда его искусство получило мировое признание, а фашизм был уничтожен.

А. Таргулов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.