10.12.2012

Феддерс, Юлий Янисович (1838-1909)

Обращаясь к истокам латышской пейзажной живописи, трудно пройти мимо творчества Юлия Янисовича Феддерса. Его имя по праву стоит в ряду основоположников латышской живописной школы.

На долю Феддерса выпало трудное время, когда художнику-латышу было невозможно получить образование у себя на родине. Издавна в Латвии монополия на культуру принадлежала дворянству немецкого происхождения, препятствовавшему малейшему проявлению национального самосознания у коренного населения этого края. По этой причине многим художникам-латышам приходилось получать профессиональное образование за границей, либо, что было чаще, в Петербургской Академии художеств, где правила приема отличались сравнительной демократичностью.

Феддерс поступил в Академию вопреки воле родителей, мечтавших о будущей врачебной карьере сына, которая дала бы, по их мнению, и достаток семье, и прочное положение в обществе. И сам Юлий, увлеченный естественными науками, первоначально склонялся к медицине. Но в решительный момент победила тяга к искусству. И вот, приехав осенью 1858 года в Петербург, Юлий Феддерс поступает вольнослушателем в Академию художеств в класс профессора Сократа Воробьева. Живое художественное окружение, общение с передовой молодежью и знакомство с демократическими идеями "реалистической эстетики" Чернышевского повлияли на формирование молодого живописца. Особенно полезной оказалась для него совместная работа с соучеником но классу Воробьева — И. И. Шишкиным, уже заявившим о себе на академических выставках как о вполне самостоятельном мастере. В основе его новаторского искусства лежали глубокие научные знания, искренняя любовь к природе и постоянная работа на натуре. Феддерс много вынес из уроков своего старшего товарища, работая с ним бок о бок на этюдах в окрестностях столицы и на острове Валаам. Уже первые ладожские пейзажи позволяют определить его творческий метод как метод художника-реалиста.

Внезапная смерть отца и ухудшившееся вследствие этого материальное положение семьи вынуждают Феддерса вернуться в Латвию, не окончив курса. Совмещая преподавательскую деятельность в Елгавском училище с работой в фотоателье, открытом для приработка, художник все же находит время для занятий живописью. Холмистые берега красавицы Даугавы, романтические развалины средневековых замков, заброшенные мельницы в тихих речных заводях становятся постоянными мотивами его пейзажей. Так появляются "Развалины Кокенгузенского замка" (1872), "Ручей" (1868) и другие поэтические полотна, в которых художник отобразил своеобразную красоту "латышской Швейцарии".

На протяжении всего этого времени Феддерс был постоянным участником академических выставок. В 1874 году за серию латышских пейзажей академический совет удостоил его звания классного художника первой степени. Это событие расценивалось Феддерсом не только как высокая оценка его собственного мастерства, но и как фактическое признание зародившегося латышского пейзажа.

Признанию в России сопутствовал и успех за рубежом. В том же 1874 году на Международной художественной выставке в Лондоне Феддерс получил именную медаль за картину "Смерч". Это итоговое для раннего периода творчества про изведение было создано под впечатлением от знаменитой бури, пронесшейся над Балтикой в 1872 году. Драматическое ощущение природы не покидает художника в эти годы. Романтические мотивы яростного натиска стихии, разрушительной мощи природных сил входят в его творчество, порождая такие глубоко выразительные и внутренне напряженные пейзажи, как "После бури" (1874), "Пейзаж с грозовым небом" (1873). Вместе с тем изобразительный язык художника отличается правдивостью в передаче конкретного состояния природы, объективностью трактовки пространства и формы — то есть теми свойствами, которые входят в понятие реалистической живописи. Сочетание романтического и реалистического в картинах Феддерса не покажется странным, если учитывать истоки его творчества: с одной стороны, влияние "натуральной школы" И. Шишкина, с другой — романтический характер самой латышской природы.

Особенность искусства Феддерса состоит в том, что, развиваясь параллельно с русским передвижничеством и решая сходные задачи, оно возникло как глубоко национальное, лишенное какой бы то ни было тени поверхностного подражательства.

Растущая известность не улучшила положения художника на родине. Наоборот, по возвращении в Латвию вокруг Феддерса усилиями "культуртрегеров" создается невыносимая обстановка интриг и наветов. "Серые" бароны не могли ему простить признания латышской живописи за рубежом.

Эти преследования вынуждают художника покинуть родину и перебраться на юг России, в Белгород. Здесь во время многочисленных путешествий Феддерс создает живописнейшие этюды, запечатлевшие широкие просторы Малороссии, окрестности Харькова, меловые скалы под Белгородом. Одна из работ этой серии, появившаяся вскоре на академической выставке, поразила И. Е. Репина своей свежестью и красочностью. По его рекомендации этюд "Святые горы под Харьковом" был приобретен П. М. Третьяковым.

К 1880 — 1890-м годам относятся наиболее поэтические работы Феддерса ("Рыбачье гнездо", 1886; "Остатки мельницы", 1882; "Сельское кладбище", 1881), знаменующие расцвет его мастерства. Элегическое настроение этих чуть грустных пейзажей вызывает в памяти аналогичные мотивы в живописи его современников — русских художников А. Саврасова и Ф. Васильева. Как и они, Феддерс тонко чувствовал и бережно передавал на полотне неброскую красоту родной природы. Торжественным гимном её величию явилась панорамная картина "Долина реки Гауи" (1891). С высоты птичьего полета взгляду открывается широкое пространство гигантской лесной котловины, обрамляющей прозрачные воды Гауи. Эпической обобщенностью, классической ясностью и спокойствием веет от этого монументального полотна.

Популяризация национального пейзажа притягивала к Феддерсу молодых живописцев, его земляков. В середине 1890-х годов в петербургской мастерской академика Феддерса часто собирались участники художественного кружка "Рукис" ("Труженик") А. Алксанис, Я. Розенталь, Я. Вальтер и другие. Частым гостем на этих собраниях был В. Пурвит — один из основоположников латышского импрессионизма. Общество ставило себе целью создание национальной школы с реалистическо-демократической ориентацией, использующей опыт современной европейской живописи.

Так на глазах у стареющего мастера рождалось молодое, но уже обретающее свою самостоятельность латышское искусство. Общение с молодежью благотворно повлияло на дальнейшее творчество Феддерса. Полотна, написанные им на рубеже веков, отличаются более интенсивным введением цвета. Знакомые пейзажи Сигулды и Кокнеса обрели большую выразительность и динамичность.

В 1898 году Феддерс оставляет преподавательскую деятельность, желая посвятить оставшиеся годы одному искусству. Не имея больше сил для борьбы с противодействием прибалтийского дворянства, художник окончательно перебирается на Украину — свою вторую родину. Только за два года до своей смерти, последовавшей в 1909 году, он ненадолго приезжает в Ригу, чтобы испытать новое разочарование: его первая персональная выставка, открытая в здании муниципалитета, прошла незамеченной.

Проходили годы, и имя Феддерса, и при жизни не бывшее громким, постепенно стало забываться. Лишь большая ретроспективная выставка, состоявшаяся в 1936 году, позволила по достоинству оценить творчество этого замечательного художника.

М. Боде
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.