10.12.2012

Реймон, Пьер (1513-1584)

В декоративном искусстве эпохи Возрождения одну из ярких страниц представляют лиможские расписные эмали. Старинный французский город Лимож дважды становился крупнейшим центром эмальерного искусства в Европе. С конца XII и в течение всего XIII века из Лиможа везли во все европейские страны бесчисленное количество ларцов-реликвариев, крестов, досок для книжных переплетов и других предметов церковного обихода в технике выемчатой эмали. В XIV веке на Лимож обрушиваются тяжелые бедствия: эпидемия чумы и затем неоднократные захваты города английскими войсками во время Столетней войны (1339-1453). Производство эмалей надолго замирает. Оно возрождается с новым блеском во второй половине XV столетия — в совершенно новом качестве. На протяжении следующих полутораста лет Лимож славится как центр производства расписных эмалей.

Выемчатые и расписные эмали — это два принципиально различных вида декоративного искусства. Их объединяет только материал: медь и эмаль. Между техниками их исполнения нет ничего общего кроме системы многократного обжига. Выемчатые эмали изготовлялись из толстых медных пластин, на которых выдалбливались по заданному рисунку углубления, заполнявшиеся массой. В готовом изделии позолоченная медь и многоцветные эмали являются равными компонентами. Для расписных эмалей XV -XVI веков использовались тонкие медные пластины, покрывавшиеся с обеих сторон плотным слоем непрозрачной эмали; после обжига они расписывались кистью прозрачными и непрозрачными эмалями. Медная основа расписных эмалей полностью скрыта.

В творчестве лиможских эмальеров XV-XVI веков различаются две школы: старая (со второй половины XV века до первой четверти XVI) и новая (расцвет которой начинается около 1530 года). Эмали этих школ сильно отличаются как по своему художественному содержанию, так и по технике. Мастера старой школы изготовляли преимущественно трехстворчатые складни и пластинки с евангельскими сюжетами. Лицевая сторона медной пластинки покрывалась белой эмалью, и по ней наносился рисунок черной краской. После первого обжига мастер раскрашивал рисунок цветными прозрачными и непрозрачными эмалями. Так как краски требовали разной температуры обжига, пластинки приходилось обжигать до 10-15 раз. После росписи на эмали накладывалось золото: золотились волосы, складки одежды, узоры и т. п.

Произведения мастеров старой школы отчасти напоминают миниатюры современных им рукописей. Оказывала на них влияние, конечно, и живопись того времени. В расписных эмалях старой школы преобладают черты поздней готики, лишь в начале XVI века в них появляются элементы ренессансного искусства. Окончательно порывают со средневековыми традициями мастера новой школы. В их творчестве нашли яркое выражение черты французского искусства эпохи Возрождения. Меняется сам характер изделий: складни делаются крайне редко. Мастера новой школы создают совершенно новый вид художественных эмалей: декоративные блюда, чаши, кувшины, солонки, ларцы. Эти изделия, собственно, и обеспечили лиможским расписным эмалям триумфальный успех в Европе. Характерной чертой ренессансной культуры было широкое распространение по странам Европы гравированных листов и большое влияние гравюры на разные области искусства. Для лиможских мастеров новой школы гравюры не только становились основным источником тем, сюжетов и орнаментальных мотивов, но, по-видимому, повлияли на изменение техники. В расписных эмалях со второй четверти XVI века господствует так называемая "гризайльная" живопись. Она представляет своеобразное подражание гравюре. Пластина, покрытая толстым слоем черной или темно-синей эмали, после обжига покрывалась белой эмалью. На нее наносился рисунок, вне которого эмаль соскабливалась. После вторичного обжига мастер расписывал композицию белой эмалью различной густоты, местами опять соскабливая и получая таким образом различные полутона.

Одним из самых прославленных мастеров новой школы был Пьер Реймон. Биографические сведения о нем, как и других лиможских эмальерах, крайне скудны. Единственно надежными хронологическими вехами являются даты на его изделиях. Родился Реймон в 1513 году, в Лиможе, там же в основном и работал, но имел мастерскую и в Париже. Самой ранней сохранившейся его работой является триптих с изображением "Сошествия во ад", "Моления о чаше" и "Неверия Фомы" — из собрания ленинградского Эрмитажа. Судя по изображенным на нем гербам, триптих был исполнен к свадьбе Луизы Валентинуа, дочери Цезаря Борджиа с Филиппом де Бурбон-Бюссе. состоявшейся в 1530 году. Существует еще один триптих, выполненный Реймоном в 1538 году. В основном же он изготовлял парадную посуду и другие предметы светского характера. Пьер Реймон работал почти исключительно гризайлью и был виртуозным мастером в этой технике. Именно он преодолел трудности использования хрупких расписных эмалей на сложных формах парадных сосудов.

Расцвет творчества Реймона приходится на сороковые и пятидесятые годы. Прекрасным образцом его искусства этого периода является эрмитажное блюдо, датированное 1558 годом и украшенное изображениями библейских сцен из книги Бытия — от создания Евы до убийства Авеля. С большой изобретательностью составляет Реймон эту круговую многофигурную композицию, насыщая ее также выразительными пейзажными мотивами на втором плане. Мастерство компоновки сочетается с уверенным рисунком и удивительной тонкостью исполнения гризайлей светлых, нежных тонов. На омбилике (выступающей середине блюда) помещен женский бюст, считающийся условным изображением Дианы де Пуатье. Форма омбилика искусно выделена орнаментацией. По бортику блюда легко и грациозно, но в четком ритме располагаются причудливые мотивы гротескного орнамента. На обороте блюда дана крупная орнаментальная композиция в виде сложных переплетений двойных волют, обрамляющих маскароны, и по бортику идет изящный поясок плетенки. Орнаменты окружают герб французской семьи де Мэм — известных коллекционеров и библиофилов XVI века. Для них же Реймон исполнил серию из двадцати шести тарелок со сценами из похода аргонавтов. Обращение к античной тематике было естественным и логичным для ренессансного художника. В Эрмитаже хранится чаша Реймона со сценой бракосочетания Энея и Дидоны (по мотивам "Энеиды" Вергилия).

Произведения Пьера Реймона высоко ценились его современниками не только во Франции, но и за ее пределами. Известны исполненные им предметы сервизов, заказанных нюренбергской семьей Имхоф и баварской семьей Тухер. Один из кувшинов сервиза Тухеров сохранился в оправе, исполненной знаменитым нюренбергским златокузнецом Вентцелем Ямницером.

Реймон был мастером чрезвычайно плодовитым и работал он не менее полувека. Последняя подписанная им вещь датирована 1584 годом. Видимо, вскоре Пьер Реймон скончался.

Г. Есипова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.