10.12.2012

Ленен, Антуан (1588?-1648)

Творчество французских художников XVIII века братьев Ленен в течение двух столетий является загадкой для историков искусства. Известно, что их было трое — Антуан, Луи и Матье. Известно и то, что они работали вместе и подписывали свои картины общим именем — Ленен. Но какова доля участия каждого из братьев в общем труде? Можно ли определить их творческие индивидуальности?

Решение "проблемы Лененов" наталкивается на разные сложности. Так, из множества произведений, приписываемых этим художникам, только четырнадцать имеют подпись и датированы 1640-1647 годами. Остается неясным, что делали братья Ленен до этого времени. Ведь к 1640 году Антуану-старшему было уже за пятьдесят, немногим меньше Луи и только Матье — тридцать с небольшим. Требовалось уточнить датировки и атрибуции их картин, чтобы представить деятельность художников в разные периоды их жизни. Архивы семьи Ленен сгорели в их родном городе Лан, и это лишило исследователей ценных документальных сведений.

В спор о Лененах включились ученые разных эпох — от XVIII до XX века, и всех интересовал один главный вопрос — является ли искусство братьев Ленен только продуктом коллективного труда или можно различить в нем индивидуальные особенности? Одним из первых предпринял попытку рас членить творчество Лененов англичанин Роберт Уитт. В каталоге большой выставки 1910 года в Лондоне он, исходя из стилистического анализа произведений, наметил три группы картин, приписав каждую из них Антуану, Луи и Матье.

На многие годы эта точка зрения стала определяющей. Ее сторонником был и известный советский ученый В. Н. Лазарев, издавший в 1936 году большую монографию о Лененах, где он пытался решить проблему взаимодействия искусства Лененов с другими художественными течениями XVII века, определить влияние на их творчество выдающегося итальянского живописца того времени Караваджо, а также голландских и фламандских мастеров. Каждому из братьев в этой книге посвящены отдельные главы.

Антуан Ленен, будучи старшим, являлся главой этого семейного коллектива и, по всей вероятности, первым учителем своих братьев. Семья Ленен происходила из маленького городка Лан на севере Франции, в Пикардии. Отец их, королевский сержант, разбогатевший на взятках, имел два дома — в городе и в окрестной деревне, где художники могли хорошо узнать жизнь крестьян — героев своих будущих картин. Навсегда сохранили они память и о спокойных равнинах Пикардии, пейзажи которой воплотят потом с таким проникновенным чувством.

Известно, что с 1629 года Антуан с братьями переехали в Париж, где его вскоре зачислили в сен-жерменскую корпорацию художников и он получил звание "художника-мастера". Братья имели общую мастерскую, главой которой по возрасту и положению был Антуан. Они были холостяками и жили все вместе на левом берегу Сены, столь отличном от официального правого берега. Здесь шла своя жизнь. Ежегодно устраивались ярмарки, собиравшие разный люд со всей Франции. Тут же была колония фламандских художников, с которыми, по всей вероятности, общались и братья Ленен. В 1648 году Антуан и Луи были приняты в члены только что открывшейся Королевской Академии живописи и скульптуры и удостоены звания "жанровых живописцев". Это свидетельствовало об их известности в то время. 23 мая 1648 года неожиданно оборвалась жизнь Луи, а двумя днями позже умер и Антуан. Таковы скупые сведения о жизни Антуана. Так же немного известно о нем и как о художнике. Но мнению каноника Л'Элле, писавшего в 1711 году "Историю города Лан", Антуан преуспевал "в миниатюрах и портретах "в ракурсе"", Луи — в поколенных и погрудных портретах, а Матье — в религиозной и батальной живописи. Тот же Л'Элле утверждал, что первым учителем Антуана был иностранный живописец. В. Н. Лазарев предполагает, что им мог быть фламандец, и находит подтверждение этому в несколько тяжеловесном реализме и сочном широком письме, свойственных картинам Антуана. Из четырнадцати подписных и датированных картин братьев Ленен Антуану приписывались четыре. По мнению ученых, их объединяет: пристрастие к образам детей, статичность композиции, распадающейся на отдельные группы, некоторое однообразие приемов письма, колорит с преобладанием ярких локальных цветов. Таким образом. Антуан считался художником небольшим, на всю жизнь оставшимся провинциалом. Его творчество было в стороне от магистральной линии развития французской живописи XVII века. Все достоинства произведений Лененов приписывались Луи. Казалось, что "проблема братьев Ленен" решена. Но вот в 1978-1979 годах в Париже открылась большая выставка — плод многолетней работы французских искусствоведов, — на которой впервые были собраны вместе произведения этих художников из разных стран мира. Выставка подвела черту в дискуссии о Лененах. В обширном каталоге излагались подробная аргументация, ссылки на сохранившиеся архивные данные. Огромной заслугой ученых было то, что они резко разграничили картины, написанные самими Лененами, от их копий и подражаний. В результате был сделан вывод: искусство братьев Ленен — продукт коллективного труда и вычленить отдельные индивидуальности не представляется возможным. История искусств знает примеры такого коллективного творчества. Особенно это практиковалось в средние века и в эпоху Возрождения. Так работали и венецианские художники XVIII века братья Гварди.

Но думается, что "проблема Лененов" окончательно еще не решена, исследования и поиски продолжаются. Так, французский искусствовед П. Розенберг выступил с гипотезой, согласно которой в картинах братьев Ленен можно определить три руки художников, условно названных им А, В, С. Но как бы ни спорили специалисты, картины Лененов существуют и до сих пор, по прошествии трех столетий, не утратили своей ценности, большого эстетического воздействия на людей. Своеобразие их искусства, его исключительное место в художественной жизни Франции, несомненно. Одними из первых в европейской живописи братья Ленен воплотили в своих произведениях образы крестьян с позиций истинного гуманизма, без сентиментальной идеализации под "счастливых пейзан", без гротескности. Крестьяне у Лененов естественны, серьезны, полны чувства собственного достоинства. Ничего подобного ни в литературе того времени, ни в живописи не было.

Картины братьев Ленен вызывают восхищение и своими художественными достоинствами, прежде всего композицией. Непосредственность и естественность поведения людей, изображенных в привычной для них обстановке, за привычными занятиями — работой, трапезой или беседой, — сочетаются со сложно продуманной композиционной системой, где каждому участнику сцены отведено свое, строго определенное место. Фигуры, расположенные в разных пространственных планах, так, что ни одна не заслоняет другую, тесно спаяны между собой в единое нерасторжимое целое. Все они находятся на одном уровне, подобно героям античных рельефов, и от этого сцена приобретает величественность и торжественность.

Такой принцип построения композиции говорит о близости братьев Ленен к господствовавшему в то время классицизму. "Деревенские сцены Лененов, — писал в XIX веке исследователь их творчества Шанфлери, — обладают строгостью больших композиций Пуссена".

Другое, не менее ценное достоинство картин братьев Ленен — богатство колорита, чувство цвета. Их излюбленная гамма строится на сочетаниях спокойных серых, коричневых и белых цветов с небольшими вкраплениями более ярких красок. Такую мягкость тона, прозрачность, такую выразительность фактуры можно встретить лишь у очень одаренных колористов.

В. Шалабаева
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.