10.12.2012

Френц, Рудольф Рудольфович (1888-1956)

Особой разновидностью изобразительного искусства является панорама. Панорама — искусство синтетическое, использующее средства станковой живописи, театральной декорации, скульптуры и светотехники; она (а наряду с ней и диорама) выходит за рамки станковой картины, расширяет изображение, разворачивает его на обширном пространстве. Возможность кругового обозрения, включение в композицию большого количества персонажей наиболее полно соответствует задачам, стоящим перед художниками-баталистами, призванными запечатлевать крупные исторические события. Именно они со второй половины XIX века стали использовать художественные возможности панорамы, создав своего рода "театр" военных действий.

Одним из советских художников-баталистов, продолживших традиции, заложенные выдающимся русским живописцем Францем Алексеевичем Рубо, автором знаменитых панорам "Оборона Севастополя" и "Бородино", был Рудольф Рудольфович Френц.

Рудольф Френц был сыном академика живописи, мастера охотничьих сцен Рудольфа Федоровича Френца. Отец получил образование в Берлинской Академии художеств, Рудольф Френц окончил Академию в Петербурге. Он занимался в батальном классе, которым руководил в 1911 — 1917 годах академик Николай Семенович Самокиш, воспитанный в лучших традициях русского батального жанра и ставший родоначальником советской батальной живописи.

В годы преподавания в Академии наряду с Френцем учениками Самокиша были почти все будущие видные советские художники-баталисты.

Учитель привил Френцу интерес к батальному жанру. Во время первой мировой войны Самокиш неоднократно выезжал с учениками на места боев, давая им необходимые навыки работы во фронтовой обстановке. К этому времени относятся и первые известные зарисовки Френца, запечатлевшие боевые операции на русско-германском фронте.

В первые годы Советской власти художника привлекает историко-революционная тематика. Его живописные произведения посвящены недавним, но уже ставшим легендарными, подвигам героев революции и гражданской войны. Во время работы над картиной "Штурм Зимнего" художник пришел к убеждению, что традиционных приемов станковой живописи недостаточно для передачи столь грандиозного исторического эпизода. "Такое большое событие, как наступление революции на Зимний, требовало панорамы, а у меня недоставало на этот счет практики", — вспоминал Френц.

Художник обращается к изучению творческого наследия Ф. А. Рубо и вскоре одним из первых советских художников пробует свои силы в искусстве панорамы. В нем он видит активное средство ведения патриотической пропаганды среди широких народных масс. Художественным задачам, которые пытается решать Френц, в большей степени отвечала диорама. Если панорама (в переводе с греческого означающая "все вижу") вводит зрителя в центр события, давая круговое изображение на кольцеобразном живописном полотне, то диорама (в переводе с греческого означающая "вижу через") дает возможность видеть запечатленную художником картину со стороны, помещая зрителя перед большим проемом в передней стенке диорамы.

Первой сложной задачей, с которой столкнулся художник, явилось правильное построение линейной перспективы, спроецированной на цилиндрической поверхности диорамы. Второй — точное нахождение границы натурного плана и живописного полотна, натянутого на полуцилиндр. Диорама Френца "Штурм Зимнего", открытая в 1929 году в павильоне Росси в Саду отдыха в Ленинграде, была длиной 25 и высотой 6 метров. Художнику принадлежал общий композиционный замысел диорамы, им же написано и живописное полотно. Художником П. Д. Бучкиным, приглашенным в качестве помощника, был выполнен натурный план. К сожалению, от погибшей во время Великой Отечественной войны диорамы оста лось лишь несколько подготовительных работ. Но и они доносят ту большую эмоциональную напряженность, которой удалось достичь художнику в сцене штурма: на первом плане — толпы наступающих солдат и матросов, вдали — черно-красное, изнутри горящее здание дворца. Светотеневые эффекты грозной ночи штурма усиливали романтический пафос композиции.

В 1932 году Френц закончил подготовку к диораме "Оборона Петрограда". Она была заказана художнику ленинградским филиалом Музея Революции. Френц, бывший очевидцем событий 1919 года, со вниманием слушал рассказы участников обороны города на Неве, изучал богатый фактический материал, предоставленный в его распоряжение музеем. В результате ему удалось не только соблюсти главное условие, предъявляемое к диораме, — документально точно воссоздать реальное историческое событие, но и создать художественный образ героической борьбы петроградского пролетариата.

Диорама открылась осенью 1939 года в Зимнем дворце, где размещался Музей Революции. Художник создал одновременно две диорамы. Длина по дуге каждой равнялась 16, а высота 7 метрам. Справа от зрителя помещалась диорама "Разгром белогвардейских войск Юденича на Пулковских высотах в октябре 1919 года", а слева — "Штурм Красной горки". Созданная художником комплексная диорама соответствовала идеям, выдвигавшимся в начале 30-х годов выдающимся советским мастером-баталистом М. Б. Грековым. Греков считал, что комплекс диорам, связанных единым идейно-художественным замыслом, более полно отвечал задачам, предъявляемым к этому виду искусства. В панораме, где была неизбежна некоторая условность в силу ее огромных размеров, было сложнее добиться предельно точного воссоздания реального события. Диорама обладала большей сюжетной емкостью, в ней оптимально использовалась имевшаяся площадь живописного холста для нанесения жанровой части картины; она позволяла художнику дать более углубленные психологические характеристики персонажей.

В 1939 году Музей Революции заказывает художнику новую диораму — "Оборона Царицына". Френц выезжает на места бывших боев, делает пейзажные зарисовки. В начале 1941 года им наносятся контуры первых фигур на будущее живописное полотно. Начавшаяся война зачеркнула все сделанное художником. Остались лишь отдельные альбомные зарисовки к неосуществленной диораме.

После окончания войны художник вновь возвращается в город на Волге. Но теперь его интересуют недавние события, героями которых стали советские воины — защитники Сталинграда. И опять работа над диорамой начинается с выезда на места событий, с натурных штудий пейзажа, доскональное знание которого, по словам Рубо, "само подсказывало необходимое для баталии". Сюжетом для диорамы "Битва на Волге" созданной для Всесоюзной художественной выставки 1946 года, выбран напряженный момент битвы под Сталинградом — последнее решительное наступление Советской Армии в январе 1943 года. Как и в работах прошлых лет, художнику удается создать динамическую композицию, пронизывающую всю сцену. Героический пафос сцены разгрома гитлеровских войск усиливает мастерское использование светотехнических эффектов, передающих реальную атмосферу боя.

В 1956 году Рудольф Рудольфович Френц, запечатлевший в своих полотнах и диорамах подвиги легендарных героев Гражданской и Великой Отечественной войн, приступил к последней работе. Диораму "Оборона Брестской крепости" он не успел воплотить в жизнь.

Н. Семенова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.