Копли, Джон Синглтон (1738-1815)
Становление североамериканского искусства началось в последние десятилетия XVII столетия. Выходцы из Голландии, Франции, Англии, прибыв на побережье Атлантического океана, оказались в окружении почти первобытной природы, непривычного климата. Освоение новых земель требовало огромного напряжения, им было не до искусства. Только ограниченный круг богатых людей заказывал портреты своих близких художникам-любителям. Портреты, написанные ими, были далеки от совершенства и по композиции, и по цвету, но наивное, искреннее изображение человека очень нравилось заказчикам, и они с удовольствием украшали ими свои дома.
По мере укрепления жизни в колониях, роста крупных городов, таких как Бостон, Филадельфия, Нью-Йорк, все более высокие требования предъявлялись к художникам и архитекторам. Но в изобразительном искусстве заказной портрет по-прежнему занимал исключительное место и оставался единственным популярным жанром до конца войны за независимость и образования единой страны (1775-1783).
Среди первых живописцев-профессионалов был Джон Синглтон Копли, один из наиболее одаренных мастеров второй половины XVIII века. Он родился в Бостоне, где прожил до 1774 года, до своего отъезда в Англию.
Склонность к рисованию появилась у Копли рано, учился он у своего отчима — английского гравера Питера Пелэма. С десяти лет он жил в творческой атмосфере художественной мастерской, в окружении гравюр и книг. Здесь художник знакомился с великими творениями европейского искусства, воспроизведенными в графике, изучал технику рисунка и живописи.
С 1755 года Джон Копли — модный художник, успех и признание пришли к нему быстро. Портреты, выполненные им, на редкость элегантны: тонкая острая линия очерчивает фигуру; аксессуары, четкий рисунок сочетаются с холодной изысканной цветовой гаммой. Краски наложены мелкими плотными мазками, образуют гладкую блестящую поверхность. Свои картины мастер всегда очень тщательно отделывал. В 1756 году Копли написал парный портрет сестер Мэри и Элизабет Роуэл. Две юные прелестные девушки сидят на фоне тяжелой темно-красной драпировки, у них изящные прически, взгляд темных глаз спокоен, чуть заметная улыбка освещает милые лица, у старшей сестры вид более строгий. Их роскошные платья из голубого и жемчужно-белого тяжелого шелка отделаны тонким кружевом. В портрете сестер привлекают прежде всего нежное очарование и непосредственность юности.
В 1975 году в Москве на выставке "100 картин из музея Метрополитен" экспонировался портрет миссис Уинтроп, написанный художником в 1773 году. Сидящая за столом женщина одета в голубое шелковое платье, украшенное полосатым бантом и тонким кружевом. Копли особенно любил передавать фактуру каждого материала, сопоставлять холодный блеск шелка и тонкое плетение кружева. Но особенно надо отметить психологическую точность характеристики немолодой дамы: в ее взгляде и спокойной улыбке ясно читается незаурядный ум. Госпожа Уинтроп была женой профессора Гарвардского университета, увлекавшегося астрономией, и разделяла интересы своего мужа. После его смерти вдова часто жаловалась, что ей не хватает творческой атмосферы университета.
Произведения Копли скоро стали известны не только в Америке. В 1766 году в Обществе живописцев в Лондоне экспонировалась его картина "Мальчик с летучей белкой", признанная лучшей среди подобных полотен. Это был портрет сводного брата художника Генри Пелэма. Юноша, почти мальчик, сидит за столом, на блестящей поверхности которого маленький пушистый зверек грызет орехи, а рядом стоит прозрачный стакан с водой. Предметы, окружающие белку, говорят о том, что мальчик заботится о зверьке, раскрывают мир его интересов. Облик ребенка передан с необыкновенной теплотой, в которой чувствуется глубокая привязанность художника к младшему брату.
Копли очень чутко улавливал особенности натуры своих героев, мир их интересов и с помощью целого ряда атрибутов раскрывал человеческий характер. Композиции его портретов часто повторялись, художник любил небольшие по размерам изображения: фигуры приближались к первому плану, и внимание зрителя привлекалось к лицу портретируемого. Но при этих общих композиционных принципах каждый портрет это необычайно яркое явление, точно соответствующее образу героя. В портрете гравера Натаниэля Херда на столе на первом плане лежат две книги, на одной из них можно прочитать название — это фундаментальный труд по технике гравировки. Знаменитый бостонский ювелир Поль Ревир сидит за своим рабочим столом, на котором разложены инструменты, в руках он держит почти законченный серебряный кофейник. Уверенная поза, взгляд чуть прищуренных глаз придают его облику спокойное достоинство. В этих портретах деловых людей ясно проступают идеалы молодого государства. Они уверены в своих силах, практичны.
Поль Ревир — один из активных участников войны за независимость между Северной Америкой и Англией. Политические и экономические противоречия между этими государствами, глубочайшее различие, образовавшееся между Англией и ее колонией, проявлялись даже в открытых столкновениях. Так, в 1773 году чайный груз английских кораблей был сброшен в море в знак протеста против беспошлинной торговли англичан, подрывавшей интересы местных предпринимателей (так называемое "Бостонское чаепитие"). Неизбежность войны ни в ком не вызывала сомнений, но не все готовы были принять в ней участие, в том числе и Копли, считавший, что война мешает развитию искусства. Он мечтал поехать в Европу, ему казалось, что атмосфера Бостона не благоприятствует его творчеству. Художник мечтал работать в разных жанрах, а ему заказывали только портреты. "Если бы живопись не способна была передавать сходство с определенными лицами, ее бы не знали в здешних краях. Как правило, публика видит в ней всего лишь полезное ремесло, как всякое другое", — писал он в одном из писем.
В 1774 году Копли отправился в Англию, где встретил довольно много американцев. После длительного путешествия по странам Европы он навсегда поселился в Лондоне, быстро сошелся с художниками, оказался в гуще художественной жизни столицы Англии и, наконец, смог начать работать в различных жанрах, обратившись прежде всего к историческим темам. Несколько полотен были посвящены жизни английского короля Карла I, но его внимание больше привлекали современные события, оказавшие на положение страны огромное влияние и волновавшие общество в течение долгого времени. К таким произведениям относились "Осада Гибралтара", "Смерть майора Пирсона", последнее имело особенно большой успех. Майор Пирсон, победитель французов в битве 1781 года, был кумиром англичан. Картины были написаны свободным мазком, легко скользящим по поверхности холста. Изящная манера письма нравилась заказчикам, а в жанре портрета, занимавшего по-прежнему основное место в творчестве художника, он не имел себе равных и уступал только Гейнсборо. Добиться высокой оценки в Англии живописцам удавалось крайне редко. Но Копли скоро занял одно из ведущих мест в художественной жизни Лондона, а в 1779 году стал членом Королевской Академии художеств.
Образование США в 1776 году вызвало бурный расцвет американского искусства, отразившего общественные и политические перемены в жизни страны. И для нового поколения художников искусство Джона Копли стало одним из высших достижений американского искусства и предметом изучения.