Де Кирико, Джорджо (1888-1978)
Один из крупнейших художников Италии XX столетия Джорджо Де Кирико прожил долгую и плодотворную жизнь. Стоявший в начале века у истоков нового итальянского искусства, он претерпел впоследствии сложную эволюцию, неоднократно меняя творческую ориентацию, но до конца своих дней сохранил интерес к предметному окружению и верность высоким традициям мировой художественной культуры.
Джорджо Де Кирико родился в Греции, в городе Воло, где его отец, итальянский инженер, руководил постройкой железной дороги по линии Афины — Салоники. Художественные наклонности будущего живописца определились рано, и еще в Афинах юный Де Кирико в течение двух лет посещал рисовальный класс Академии художеств. После смерти отца семья вернулась в Италию, откуда 17-летний юноша отправился учиться в Европу. Посещая Академию художеств в Мюнхене, Де Кирико испытал сильное увлечение живописью немецких символистов, открыв для себя творчество Ф. фон Штука, М. Клингера, А. Бёклина. По возвращении в Италию художник живет в разных городах — Флоренции, Милане, Турине, но уже в 1911 году перебирается в столицу современного европейского искусства — Париж. Первый парижский период оказал решающее влияние на формирование мастера. Здесь он сближается с Аполлинером и Пикассо, знакомится с новейшими течениями в искусстве, выставляется в Осеннем Салоне и Салоне независимых.
Художественная индивидуальность Джорджо Де Кирико определилась очень рано. Уже в начале 1910-х годов он создает собственный, глубоко своеобразный и островыразительный язык живописи, которая впоследствии получила название "метафизической". Его первыми работами были городские пейзажи с четкой "безвоздушной" перспективой, пустынные и гулкие, словно увиденные в гипнотическом сне, где все как будто правдоподобно и одновременно ирреально. Особое место в его работах ранних лет занимают изображения манекенов. Нарочитая статичность подчеркнуто предметных, осязательных форм полемично противопоставляла метафизическую живопись появившемуся в те же годы в Италии движению футуризма с его агрессивной динамичностью. Присущее же метафизическому искусству стремление раскрыть через мир предметных форм "тайный" смысл вещей, лежащий за пределами их физического существования, сделало его предтечей сюрреализма 1920-х годов.
В 1915 году Джорджо Де Кирико вернулся в Италию, где вместе с К. Карра?, А. Савинио, Дж. Моранди создает движение "Метафизическая живопись" и публикует свои теоретические статьи в журнале "Валори пластичи" ("Пластические ценности"). Но сам он вскоре отходит от этого направления в сторону традиционного реализма. В эти годы художник увлекся копированием картин старых мастеров и изучением техники их живописи. С середины 1920-х годов, переехав в Париж, Де Кирико, помимо станковой живописи, занялся декорациями для антрепризы С. Дягилева и крупнейших театров Европы. Начинается вторая мировая война, и художник возвращается в Италию, обосновывается в Риме.
Живопись Де Кирико 1930-1970-х годов развивалась в двух совершенно разных направлениях. Первое составляли портреты и картины с антикизирующим или иного рода ретроспективным содержанием, написанные под очевидным влиянием Тициана, Веронезе, Рубенса. В других он возвращался к интерпретации сюжетов и форм своих же полотен "метафизического" периода.
Уделяя живописи основное внимание, Джорджо Де Кирико вместе с тем нередко выступал как теоретик искусства, писал прозу, работал в области рисунка и скульптуры. В поздние годы он обратился к литографии, воссоздавая в графических листах образы, сюжеты и формы своей живописи прошлых лет, подчас вольно или точно повторяя собственные известные композиции. Кроме литографии Де Кирико работал в разных формах офорта, в частности в акватинте. Графические листы мастера, воссоздавая этапы его творческого пути, вместе с тем являются художественными произведениями высокого уровня.