Первухин, Константин Константинович (1863-1915)
"Его прелестные произведения, к сожалению, имели значительно меньший успех, чем тот, какой они заслуживали", — писал Аполлинарий Васнецов о пейзажах Первухина, живописца, принадлежавшего к младшему поколению художников-передвижников.
С творчеством этих художников, выступивших в конце 80-х годов прошлого века, связаны новые тенденции в русской реалистической живописи — к эмоционально-лирическому восприятию окружающей действительности и к непосредственному живописному его воплощению. Обращаясь к изображению природы, художники стремятся уловить и передать тончайшие оттенки настроения пейзажа, совершенствуют живописные средства. Именно к этому времени относится пробуждение особого интереса к колориту, к красочному богатству окружающего мира. Говоря о новых путях развития пейзажной живописи конца прошлого века, следует отметить, что они прокладывались под воздействием прежде всего таких крупнейших мастеров, как И. И. Левитан, В. А. Серов и К. А. Коровин. Но свой посильный вклад в искусство реалистического пейзажа внесли и художники более скромного дарования, активно участвовавшие на передвижных выставках наряду с ведущими мастерами. Одним из таких художников был Константин Константинович Первухин.
Будущий художник родился в Харькове, в небогатой чиновничьей семье. Его отец был уездным землемером и, исполняя чертежи и планы, украшал свои работы виньетками и художественно оформленными надписями. Влечение к шрифту и надписи Первухин унаследовал от отца и в течение всей своей жизни неоднократно обращался к этому делу, работая в различных издательствах. Юность будущего живописца была трудной, ему рано пришлось помогать отцу. В это время, в 1883 — 1884-е годы, Первухин посещает школу рисования и живописи М. Д. Раевской, единственную тогда художественную школу города. Уже в ту пору появился у него интерес к пейзажу, он много работает на воздухе и приносит в школу свои альбомы набросков и рисунков карандашом.
В 1885 году сбылась, наконец, мечта художника — он уехал в Петербург с намерением окончательно посвятить себя искусству, но без всяких средств, без связей и рекомендаций. Зарабатывая на жизнь, Первухин берется за мелкую иллюстративную работу. Как все художники, не получившие специального художественного образования, он должен был самостоятельно пробивать себе дорогу. Его главной школой и мастерской становится природа: поля, леса, реки и облака. В кружке молодых художников, южан по преимуществу, к которому примкнул Константин Константинович, он получает возможность рисовать человеческую модель. Первухин также усердно посещает рисовальные вечера у И. Е. Репина. Об этой дружбе художник сам вспоминал: "В это время я познакомился с Репиным и довольно близко с ним сошелся. Он принял во мне большое участие, и хотя я не назову себя его учеником, но его советы имели огромное значение в моей профессии". Первухин быстро создает себе репутацию хорошего рисовальщика пером, очень строго относящегося к своей работе. Но его влекло к краскам, к живописи, к этюдам с натуры. Как художник он сформировался в эпоху, когда в живописи большое значение начинали придавать краскам, колориту.
В 1886 году Первухин выдержал вступительный экзамен в Академию художеств и был зачислен вольнослушателем. Но пробыл он в ней недолго; необходимость иметь заработок, отнимая много времени, не давала ему возможности регулярно посещать занятия.
В феврале 1887 года Первухин впервые выступил экспонентом на передвижной выставке. Выставленную им картину "Зима" еще до официального открытия выставки приобрел П. М. Третьяков для своей галереи. Это был большой успех, окончательно решивший судьбу художника. На картине изображена тоскливая окраина Петербурга, где-то на Васильевском острове. Осенний снежок скрасил грязную и замусоренную поверхность земли, серое небо, скучный забор тянется возле канавы. Этот вид, так знакомый обитателям петербургских окраин того времени, написан свежо, непосредственно, с глубоким чувством.
Кружок передвижников становится с этого времени самым близким для Первухина. Почти на всех передвижных выставках стали появляться его пейзажи: "Вечер" (1888), "Дорога" (1889), "Под тучкой" (1890), "Вечер в Крыму" (1894) и многие другие. Произведения Первухина никогда не занимали на выставках видного места, но всегда отмечались любителями живописи.
Кроме передвижных выставок Первухин участвовал на выставке товарищества "36 художников", а затем перешел в Союз русских художников, где и выставлялся почти ежегодно. Молодые живописцы, образовавшие в 1903 году это новое объединение, отталкивались в своей практике от реалистических основ искусства передвижников. Не случайно значительная часть этих мастеров продолжала участвовать и на выставках Товарищества. Для их творчества в целом было характерно повышенное внимание к пейзажу. С друзьями-единомышленниками Первухина связывали интерес к родной природе, живописная манера, интерес к световоздушным эффектам.
Константин Константинович Первухин был не только тонким художником — он был талантливым педагогом. В 1902 году художник получает приглашение в Москву, в Строгановское училище на должность преподавателя по классам так называемого академического рисования, то есть рисования с гипсовых слепков, антиков и натурщиков. То обстоятельство, что Первухин не прошел никакой крупной художественной школы, не кончил Академии, сыграло определенную роль в его преподавательской деятельности. В педагогические приемы он не внес никакой рутины. Современник вспоминал о нем: "Первухин полагал, что преподаватель-художник должен постоянно учить и, главное, всесторонне развивать своих учеников, раскрывая перед ними все новые и новые, неведомые им горизонты... Он хотел, чтобы учащиеся прониклись не только красотой модели, но чтобы они знали, какого стиля, какой эпохи рисуемый антик, где он находился, какие мифы с ним связаны. Он указывал на чистоту линий, красоту светотени или колорита, на важность знания анатомии, перспективы, вообще всего того, что столь необходимо знать художнику".
В последние годы жизни художник несколько раз бывал в Италии. Проживая преимущественно в Венеции, Первухин страстно любил этот город, его прозрачный воздух, сливающийся с водами каналов, красочное богатство его живописных уголков. Здесь он находит много мотивов для своих колористических поисков. Художник работает не покладая рук, с утра до поздней ночи. К этому времени, к 1912-1914 годам, относятся этюды, находящиеся ныне в Государственном Русском музее: "Паруса", "Площадь святого Марка", "Утро. Вид на Большой канал и церковь Санта Мария делла Салюте", "Золото утра" и другие.
Константин Константинович Первухин прожил недолгую жизнь, в январе 1915 года он умирает в Москве от туберкулеза. Чуткий живописец, разносторонне образованный человек, он имел очень много друзей, ценивших не только его дарование, но любивших его за благородство характера и сердечную отзывчивость к чужим бедам и печалям. Его современники и товарищи вспоминали о нем как о "живом, экспансивном, горящем любовью к красоте, талантливом художнике".