10.12.2012

Гейнсборо, Томас (1727-1788)

Вскоре после смерти Томаса Гейнсборо его выдающийся современник и соперник в искусстве сэр Джошуа Рейнолдс сказал о художнике: "Трудно определить, в чем он был наиболее силен: в портретах, пейзажах или картинах-фантазиях... Эта сила была его собственным достижением, результатом особой наблюдательности и вкуса. Этим, конечно, он не был обязан никакой школе. Его красота не является академической или античной, но созданной им самим, учившимся в великой школе природы". Рейнолдс, придерживающийся совершенно иных эстетических идеалов, зорким взглядом большого художника выделил самое главное в искусстве Гейнсборо — его своеобразную живописную манеру, так и оставшуюся непонятой большинством современников. Однако именно эта манера, предвосхитившая художественные открытия XIX века, от Констебля и Тёрнера до импрессионистов, определила исключительное место Гейнсборо в истории мировой живописи.

Томас Гейнсборо родился в небольшом провинциальном городке Сэдбери графства Саффолк в семье суконщика. С ранних лет у него проявляются способности к рисованию, и в 1740 году отец отправляет тринадцатилетнего мальчика учиться в Лондон. Сначала он занимается в мастерской французского гравера Гюберо Гравело, специализировавшегося на изготовлении портретов в стиле рококо. В Лондоне Гейнсборо посещает академию св. Мартина, популярную художественную школу, где учится у Франсиса Хаймена, преуспевающего портретиста и декоратора. К этим же годам относится знакомство Гейнсборо с картинами фламандских живописцев, высоко ценимых в Англии. Молодой художник стремится к самостоятельности. Не проучившись и пяти лет, Гейнсборо открывает собственную мастерскую. Естественно, за это время нельзя было получить фундаментального художественного образования. Недостаток профессиональной подготовки, ощутимый во многих ранних работах, живописцу приходилось восполнять самому, что сыграло, видимо, и свою положительную роль, определив значительную независимость Гейнсборо от академических канонов.

В девятнадцать лет Гейнсборо женится по страстной любви на Маргарет Барр (как предполагают, незаконнорожденной дочери герцога Бэдфорда), а в 1748 году возвращается в родной Сэдбери, где пишет для заработка портреты окрестных помещиков. Через несколько лет художник с женой и двумя дочерьми переезжает в более крупный город Ипсвич, в котором круг заказчиков заметно расширяется. И в Сэдбери, и в Ипсвиче Гейнсборо работает в двух излюбленных жанрах — портрете и пейзаже. Показательно стремление художника сочетать оба жанра в особом типе портрета в пейзаже, получившем распространение в искусстве XVIII века. Одна из лучших работ этого периода — "Портрет супругов Эндрюс". Парный портрет, отнесенный к правому краю полотна, и пейзаж, открывающий широкую панораму, выступают здесь как почти равноправные части композиции. Картина написана в светлых тонах, придающих изображению элемент декоративной условности и одновременно создающих особое возвышенное настроение, которое Гейнсборо передает и в лицах изображенных персонажей. Хорошо видное в этой ранней работе желание найти гармоническое созвучие портрета, пейзажа и цветового решения будет характерно для всего творчества художника.

Большие изменения в судьбе Гейнсборо произошли после переезда в 1759 году в курортный город Бат, который часто посещали английские аристократы. Здесь Гейнсборо становится модным художником, к нему приходит успех и широкая известность. За пятнадцать лет жизни в Бате мастер создает целую галерею портретов наиболее богатых и знатных людей страны. Гейнсборо начинает регулярно посылать свои работы в Лондон на выставки Общества художников и со временем становится одним из членов-учредителей Королевской Академии художеств. Однако у успеха была и оборотная сторона. Выполняя требования строптивых заказчиков, художник не успевал работать для души. В письмах тех лет звучат жалобы на "проклятых джентльменов" и ностальгические воспоминания о деревне, где можно спрятаться от городской суеты и спокойно писать пейзажи.

В портретах этого времени появляются новые черты, во многом отразившие вкусы аристократических заказчиков. Это уже не небольшие работы, показывающие группы фигур в пейзаже, а значительных размеров картины, в которых изображенная почти в натуральную величину фигура вынесена на передний план. Композиции портретов не отличаются разнообразием. Но не в композиционном мастерстве была сила Гейнсборо; элементарно решив композиционную задачу, он переходил к собственно живописной части работы и добивался яркого, необычного, каждый раз индивидуального колористического решения. Кроме того представителям высшего света несомненно, импонировала способность художника одухотворить модель, придать ей загадочную сосредоточенность и поэтическую таинственность. Не все портреты равны по своим художественным достоинствам, есть подлинные шедевры и работы явно неудачные. Очень многое зависело от личных взаимоотношений Гейнсборо с изображаемым человеком. Если возникал эмоциональный контакт, то очень чувствительный художник работал легко, с вдохновением и откровенной симпатией к модели.

Многие портреты батского периода находятся под сильным влиянием Ван Дейка. Интерес к Ван Дейку сложился у Гейнсборо не без участия знатных заказчиков, желавших иметь в своих замках портреты, не уступающие картинам великого фламандца, писавшего их предков. Влияние Ван Дейка выразилось и в аристократической утонченности образов, и в отдельных художественных приемах. Иногда портретируемые персонажи просто изображаются в костюмах XVII века. К числу таких работ принадлежит, может быть, самая знаменитая картина Гейнсборо "Портрет Джонатана Батела", так называемый "Голубой мальчик". Голубой цвет роскошного атласного костюма доминирует в картине. Но живописец далек от декоративного понимания цвета. Основной тон обогащен многочисленными оттенками, отражающими цвета окружающего пейзажа и создающими изысканную игру рефлексов. В "Голубом мальчике" Гейнсборо с блеском использовал один из наиболее выразительных своих приемов: тщательное, сглаженное письмо лица сопоставляется со свободным, чисто живописным письмом фигуры и пейзажа.

Современников поражала необычная раскованная манера письма Гейнсборо, прекрасное представление о которой дает эрмитажный "Портрет дамы в голубом". Мазки положены быстро и решительно, художник как бы рисует красками. Вблизи живописная поверхность кажется хаосом разноцветных штрихов и пятен. И лишь на расстоянии этот хаос отливается в точные, совершенные формы, в художественный образ, полный изысканного благородства и трепетного ощущения жизни. Эффект оптического смешения красок, использованный Гейнсборо, потом, как известно, лег в основу художественного метода импрессионистов и их многочисленных последователей.

В 1774 году Гейнсборо переселяется в Лондон. К этому времени он — пользующийся признанием, преуспевающий художник. Жизнь Гейнсборо в Лондоне протекала на редкость ровно и спокойно, без потрясений и срывов. Пожалуй, единственное яркое событие — его ссора с Академией художеств. Организаторы академической выставки разместили картины Гейнсборо, требовавшие хорошего освещения, в неудачных местах. Разгневанный художник, возможно, не без основания увидевший в этом происки завистников, забрал картины с выставки. И с этого момента стал показывать работы на ежегодных персональных выставках в своей мастерской. Признание и успех не снизили творческую активность художника. Напротив, на последние годы жизни приходится значительная часть лучших картин Гейнсборо. Смерть от тяжелой болезни 2 августа 1788 года прервала жизнь мастера в расцвете таланта.

В 80-е годы, примерно в одно время, были написаны три замечательных и очень разных портрета: "Портрет Сарры Сиддонс", "Портрет Елизаветы Шеридан" и "Портрет супругов Халлет". В портрете Сиддонс Гейнсборо как бы забывает о великой актрисе, его интересует гордый и сильный характер этой необычной женщины. Психологизм этого образа не типичен для позднего творчества мастера, в большинстве работ стремящегося уйти от индивидуальной характерности, отказываясь даже от портретного сходства в целях создания идеального образа. Этот подход к модели лучше других передает портрет Шеридан, известной певицы, перед талантом которой преклонялся Гейнсборо. Перед нами воплощение поэтического идеала, духовности, музыкальной гармонии. Цветовой строй картины, основанный на тончайших переливах тонов, неразрывно связывает фигуру с пейзажем, погружая ее в особую, чуть вибрирующую и как бы размывающую формы цветовоздушную среду. Свадебный портрет супругов Халлет можно рассматривать как завершение поисков Гейнсборо в области парного портрета, где он всегда хотел передать не внешнее действие, а гармонию душевных состояний.

Заканчивая рассказ об искусстве Гейнсборо, нельзя не сказать о его пейзажах. Пейзажные фоны были во многих его картинах, но "чистых" пейзажей относительно немного. Они плохо покупались и художнику приходилось с этим считаться. Гейнсборо не писал с натуры, а делал беглые зарисовки и создавал из камней, мха, веток своеобразные модели, используя для получения нужных эффектов освещения камеру-обскуру. Не случайно в лучших пейзажах важную роль играет неожиданно падающий солнечный свет. Отталкиваясь от реального мотива и разрабатывая его как музыкальную тему, Гейнсборо передает свое восприятие мира. Такое понимание пейзажа, получившее развитие у Констебля и Тернера, позволяет рассматривать Гейнсборо среди живописцев, заложивших основы современного художественного мышления.

А. Лидов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.