10.12.2012

Шубин, Анатолий Ефимович (1913-1980)

С 1945 года и по сегодняшний день Анатолий Ефимович Шубин — главный художник Молдавского музыкально-драматического театра имени А. С. Пушкина в Кишиневе. В этот театр он пришел уже зрелым мастером сценической живописи, с большим опытом работы в различных театрах страны

Анатолий Шубин родился в селе Курья Алтайского края. Учился в Самаркандском художественном техникуме, который окончил в 1931 году, и последующие пять лет работал в различных театрах республик Средней Азии.

Начало 30-х годов примечательно созданием многочисленных рабочих театров, самодеятельных студий; в них и начал свою профессиональную деятельность художник. Работа в периферийных театрах имеет свои трудности и специфику, но для начинающего сценографа является замечательной школой мастерства — здесь у художника есть возможность сразу самостоятельно оформлять спектакли, здесь он может научиться создавать декорации при минимуме средств, в кратчайший срок, накопить опыт не только оформителя спектакля, но и организатора работ производственных цехов театра.

С 1933 года Шубин уже работает художником-постановщиком в театре русской драмы во Фрунзе. Здесь ему довелось оформить спектакли по пьесам А. Островского, Б. Лавренева, А. Сухово-Кобылина и других драматургов. В 1935 году он переходит в Чимкентский театр оперетты, потом работает в Казани, Оренбурге (1936-1944). За годы, проведенные в периферийных театрах, художник оформил более шестидесяти спектаклей.

Во время Великой Отечественной войны Анатолий Шубин много работал в частях Советской Армии вместе с Оренбургским театром оперетты. Художнику пришлось проявить максимум фантазии, чтобы при минимуме реквизита, который можно было возить с собой, создать выразительное оформление спектаклей.

В 1945 году Анатолий Ефимович приезжает в Кишинев. Это было время возрождения молдавского театра, формирования национальной школы, развития драматургии. Репертуар театра им. А. С. Пушкина, в котором начал работать художник, широк — современная молдавская драматургия, национальная классика, пьесы русских, западноевропейских и советских драматургов. Помимо театра им. А. С. Пушкина Шубин оформил ряд спектаклей в Кишиневском театре драмы им. А. П. Чехова, театре драмы в городе Бельцы, в Кишиневском театре кукол.

В театре Пушкина ставилось много пьес молдавских драматургов. В 1955 году театр ставит комедию Иона Крянгэ "Свекровь с тремя невестками". Это озорной, заразительно веселый спектакль, решенный в национальном колорите.

Молдавские пейзажи — основа оформления многих спектаклей Шубина. Художник часто ездит на этюды на природу, которые потом вносит в переработанном виде в свои спектакли.

В 1960 году художник готовится к постановке пьесы И. Попы "Таке, Янке и Кодыр". Здесь он применяет элементы народного искусства. Декорации выполнены в технике аппликации — из цветных лоскутков, из которых делают деревенские коврики, созданы пейзаж, маленький домик.

Напоминает народные ковры или росписи на прялках или сундуках и эскиз нарядного, праздничного занавеса к спектаклю В. Александри "Жрица в Яссах" (1973) с нарочитой непропорциональностью фигур, напоминающих изображения на лубочных картинках асимметрией в расположении орнамента, яркими, с преобладанием красных тонов, красками.

В другой пьесе В. Александри "Карнавал в Яссах" художнику удалось передать атмосферу яркого народного праздника, бурного, всезахватывающего веселья. Неожиданное сочетание красок, пестрота и экстравагантность костюмов, оригинальность масок — все в целом создает ощущение веселого карнавала.

Не случайно оформление народных праздников, концертов, фестивалей, в которых художник проявляет редкую фантазию, занимает важное место в его творчестве. 1960-е годы — самый плодотворный период художника в театре. В эти годы были поставлены "Король Лир" В. Шекспира (1961), "Швейк во второй мировой войне" Б. Брехта (1962), "Каса Маре" И. Друцэ (1962), "100 чертей и одна девушка" Т. Хренникова (1963), "Героика" Г. Маларчюка (1965) и другие спектакли.

В начале 1970-х годов театр готовит к постановке "Ревизора" Гоголя. Анатолий Шубин находит неожиданное решение оформления спектакля. Он строит его на контрастном сопоставлении добротного, тяжеловесного, построенного с претензией на роскошь дома городничего и нарисованного задника, на котором изображен грязный, убогий городишко с немощеными улицами, по которым разгуливают свиньи. Объединил художник все это, разбросав на заднике, на обивке мебели в доме городничего крупные ситцевые красные горохи, как бы показав, что не только дом, но и весь городишко принадлежит Сквозник-Дмухановскому, является его собственностью. Этот наивный, легкомысленный горошек снимает серьезность, свойственную многим постановкам комедии "Ревизор".

Всего Анатолий Ефимович Шубин оформил более 200 постановок. В его спектаклях костюмы, декорации, цвет, свет составляют единое целое. Художник умело использует возможности линейной перспективы, находит выразительные ракурсы. Часто он прибегает к преувеличению, этот театральный прием не снимает реалистического звучания его декораций. Шубин легко работает в различных театральных жанрах, в каждом случае находя новое, оригинальное решение.

Е. Романенко
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.