10.12.2012

Григореску, Николае (1838-1907)

Один из крупнейших художников Румынии XIX века Николае Григореску родился в селе Питару, недалеко от Бухареста. Как вспоминали его современники, рисовать он начал рано и уже в 1848 году, когда ему исполнилось десять лет, поступил в мастерскую известного иконописца и портретиста Антона Хладека. В течение двух лет помогал он мастеру в грунтовке холста и дерева, растирании красок и одновременно внимательно приглядывался к работе своего учителя. А когда Григореску исполнилось 12 лет, он начал самостоятельно писать и продавать на ярмарках иконы. Более того у маленького художника появился свой круг заказчиков, а с ними и стабильный доход, значительно облегчавший жизнь его семьи, оставшейся без средств после смерти отца. Кроме того, Григореску все чаще приглашали для работы в монастырях. Это была прекрасная школа, и к двадцати годам его имя прочно вошло в ряды мастеров религиозной живописи, занимавшей ведущее место в румынском искусстве. Но необходимо отметить, что с конца XVIII века в трактовке библейских сюжетов начали появляться черты реальной природы, деталей быта. А с начала XIX века художники начали получать и светские заказы на украшение дворцов, загородных поместий, исполнение портретов румынских аристократов. Эти произведения требовали новых изобразительных средств и технических навыков. В Румынии получить специальное образование было невозможно, поскольку в стране не было художественных школ. Поэтому общественность выделяла средства на обучение за границей. В 1857 году Григореску принял участие в конкурсе на получение стипендии для поездки в Италию, но неудачно. Накопив денег и надеясь на поддержку мецената Михаила Когэлничану, художник отправился в Париж поступать в Академию изящных искусств.

Полтора года он занимался в мастерской Себастьяна Карню, знаменитого живописца-академиста. Время, свободное от занятий, Григореску проводил в залах Лувра, изучая творения старых мастеров. Но все чаще его внимание привлекала французская живопись XIX века, особенно картины Жерико и Делакруа, Милле и барбизонцев. С последними он близко сошелся в 1863 году, поселившись в деревушке Барбизои, расположенной рядом с лесом Фонтенбло, местом паломничества этих пейзажистов. С помощью новых друзей Григореску открыл для себя красоту лесов и полей, очарование неторопливого течения реки, уходящей вдаль дороги, чистоту холодных красок утренней зари. С этого времени пейзаж стал его любимым жанром. С утра до вечера писал он этюды на открытом воздухе, стараясь понять и передать поэтичность природы.

В результате этой поездки, на основе барбизонских набросков, точно передающих особенности естественного солнечного или вечернего освещения, художник в мастерской исполнил несколько картин, посвященных этим местам: "Заход солнца в Фонтенбло", "Скалы в Фонтенбло", "Вход в лес Фонтенбло".

Несколько лет Григореску жил в столице Франции, принимая самое живое участие в художественной жизни города. Он не только выставлял свои полотна вместе с французскими художниками, но и обсуждал новые тенденции живописи импрессионистов, активно выступал против принципов академического искусства. Атмосфера города способствовала развитию его таланта. Но никогда не забывал он о Румынии, внимательно следил за происходящими там событиями. Важнейшим событием 1859 года было объединение отдельных княжеств в единое государство, вызвавшее подъем национальной культуры и общественного самосознания.

Каждый раз, когда художник приезжал на родину, он много путешествовал, по пути зарисовывая деревенские виды, встречные повозки, проселочные дороги, крестьянские дворы. В рисунке "Парень из Бэкэу" с необыкновенным изяществом передан облик красивого молодого человека в широкополой шляпе. В таких листах, как "У колодца", "Девушка с кувшином", "Цыганка", живописец любуется естественной грацией молодых крестьянок. Картина "Чабан" — подчеркнуто сдержанная по композиции и колориту. В строгом облике немолодого пастуха в свободной одежде чувствуются необыкновенная сила и гордое достоинство.

С этого времени крестьянская тема стала основной в творчестве Григореску. В картине "Старуха за штопкой" все пронизано солнечными лучами, освещающими и крестьянку, занятую домашним рукоделием, и развешанное белье, и зелень травы. С проникновенной теплотой рассказал художник о повседневной жизни деревни, о неразрывном единстве человека и природы.

Важнейшим событием в культурной жизни Румынии стала выставка "Современные художники", открывшаяся в Бухаресте в 1870 году. Двадцать шесть картин, представленных Григореску, были встречены с интересом и любопытством. Они выделялись светлым колоритом, сияющим и все объединяющим солнечным светом, неровным, хорошо видным мазком. Но уже на выставке 1873 года экспонировалось 146 его картин, привлекших внимание молодых художников, ищущих новые художественные формы.

Григореску был художником лирического дарования всегда искал в мире положительное начало. Мастер о себе говорил: "...я не поэтизирую, я выбираю". Он замечал в крестьянском труде, пыльных дорогах, пастбищах естественную красоту народной жизни. Совершенно необычны его картины по колористическому решению. Свободные, легкие мазки чистых красок передают формы предметов, серебристый свет окутывает их, смягчая контуры, придавая воздушность. Так написаны картины "Улица в Витре", "Андриеску в Барбизоне", "Обнаженная на берегу", "Гранвильская рыбачка".

Особое место в творчестве Григореску занимали женские портреты, ставшие воплощением лучших черт национального характера. "Крестьянка из Мусчела" представлена в национальном костюме. На смуглом лице блестят огромные черные глаза, чуть лукаво улыбаются губы. Она не только очень красива, но и полна спокойного достоинства.

Художник умер в 1907 году, все свое состояние он завещал Министерству просвещения для выдачи стипендий молодым живописцам. Последние годы из-за болезни глаз Григореску жил замкнуто, в городке Кымпина, но продолжал работать, как только чуть улучшалось зрение. В 1906 году в Бухаресте открылась его персональная выставка. Влияние искусства Григореску было огромным. Новые живописные приемы раскрыли соотечественникам не известные ранее возможности изобразительного искусства.

Е. Красильникова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.