10.12.2012

Мауве, Антон (1838-1888)

Творчество Антона Мауве принадлежит к яркому и своеобразному явлению, каким была так называемая "гаагская школа" в голландской живописи второй половины XIX века.

К 1871 году в Гааге живут и работают А. Мауве, X. В. Месдаг, братья Я., М. и В. Марисы. Художников притягивает обаяние таланта переехавшего сюда большого мастера живописи Й. Исраэльса. Его творческие поиски были созвучны исканиям молодых живописцев, которые стремились возродить национальное искусство.

Высокого подъема достигла голландская живопись в XVII веке. Глубокое проникновение в психологию человека в искусстве Рембрандта, тонкое поэтическое видение повседневной жизни в творчестве Я. Вермеера, открытие одухотворенной красоты родной природы в картинах Я. ван Рейсдала обогатили европейскую художественную культуру.

В XVIII и первой половине XIX века Голландия находилась в полной зависимости от французской художественной культуры. Во второй половине XIX века развитие национального искусства Голландии становится первостепенной задачей для художников страны. Они обращаются к эпохе расцвета голландской живописи — к XVII веку — как источнику вдохновения. Осмысление традиции открывает пути к созданию новых высокохудожественных произведений. Наибольшую популярность в этот период приобретают бытовой жанр и пейзаж. Мауве был прирожденным пейзажистом. Он тонко чувствовал природу, ее изменчивые состояния.

Антон Мауве родился в Зандаме, в семье протестантского пастора. В раннем детстве обнаружились незаурядные способности мальчика к рисованию. В Голландии традиционно с уважением относились к ремеслу художника, поэтому отец хотел видеть в сыне прежде всего хорошего мастера рисунка. Преподаванием рисунка сын мог зарабатывать себе на жизнь и поддерживать небогатую многочисленную семью.

Учился Мауве в Харлеме, куда семья переехала вскоре после его рождения, у одаренного, но малоизвестного художника-анималиста П. Ф. ван Оса. Поразительные трудолюбие и работоспособность молодого художника делают его имя известным в среде любителей живописи, которые охотно покупают его картины и особенно акварели. Уже в годы ученичества определилась тематика картин Мауве. Следуя заветам своего учителя, работавшего в стиле XVII века, он пишет пейзажи с изображениями животных. Пристально и внимательно разглядывает молодой живописец натуру, старательно фиксирует множество мелких деталей, добивается жизненной убедительности изображенного. Большую роль в формировании творчества Мауве сыграла его встреча с художником В. Марисом. Мауве был поражен свободной живописной манерой рисунка друга. Он открывает для себя новый путь и стремится к столь же мягкой, легкой манере письма.

Для изображения художник выбирает обыденные и скромные мотивы из жизни природы. На обширных лугах пасутся коровы и телята, лошади пьют воду из маленького озерка, по пустынным песчаным дюнам бродят овцы. В пейзажах всегда присутствует человек — пасущий овец пастух, идущий за плугом пахарь, скачущий по проселочной дороге всадник. Человек в пейзажах Мауве пребывает в состоянии внутренней сосредоточенности, погруженности в себя, умиротворения. Картины художника проникнуты задушевностью и созерцательностью.

Мауве был удивительно восприимчив к различным оттенкам в состоянии природы. Он пишет светлые дни золотой осени, сгущающиеся сумерки весенних вечеров, холодные зимние дни, летние закаты. И почти всегда мягко освещенное небо, по которому легко плывут белые облака и серые тучи. Тонкие цветовые сочетания, сложная гамма неярких, сдержанных тонов придают пейзажам особую наполненность светом и воздухом, которые в свою очередь придают расплывчатую мягкость контурам предметов, объединяют все в единое целое.

Мауве подолгу жил и работал в небольших живописных деревушках, открывая неповторимую прелесть и своеобразие каждой местности. В окрестностях Гааги он очарован красотой безбрежных песчаных дюн, поросших серовато-зеленым невысоким кустарником. Особенно любил художник серебристо-сиреневые вересковые пустоши у деревни Ларен, близ Амстердама, куда он окончательно переезжает в 1886 году. Ларен называли "голландским Барбизоном". Здесь жили и работали многие пейзажисты.

Расцвет таланта художника падает на 1870-1880-е годы. В своих зрелых работах он добивается целостной живописной гармонии пейзажа, единства природы и человека. В картине "Пахарь" (1870-е годы) фигура идущего за плугом крестьянина полна внутренней силы и величия, как величава пробудившаяся к жизни весенняя природа. Пейзажи Мауве наделены и особым эмоциональным настроем. Чувством печали и грусти проникнута картина "Овцы в лесу" (1870-е годы), хранящаяся в Государственном музее изобразительных искусств в Москве. Серым, дождливым летним днем по узкой лесной дороге бредут сбившиеся в стадо овцы и сгорбившийся от холода и усталости пастух. Многообразные оттенки холодных серых и зеленых тонов создают выразительный колорит пейзажа.

Мауве был ведущим профессором Академии художеств в Гааге, организатором выставок. По воспоминаниям современников, он отличался мягким, добрым нравом. У него было много учеников, которым он давал справедливые и необходимые советы. Они использовали его мотивы, манеру письма, но не проникли в одухотворенность его живописи.

Только один из учеников Мауве, до конца своих дней сохранивший уважение к своему учителю, глубоко почувствовал своеобразие его художественного видения мира. Этим учеником был Винсент Ван Гог. Он встретился с Мауве в драматический момент своей жизни, когда, разочаровавшись в правильности выбранного жизненного пути, решает серьезно заняться живописью, стать художником. Мауве сразу оценил способности Ван Гога, подарил ему палитру и краски, дал несколько уроков, научив прислушиваться к "голосу природы". Однако слишком разными были эти два художника. Искания молодого Ван Гога никак не укладывались в рамки привычного и дозволенного с точки зрения старого художника. Это привело к полному разрыву их отношений.

Мауве был популярен. Его работы любили и ценили современники, их охотно покупали. Многие акварели и картины художника хранятся в различных музеях и частных собраниях за пределами Голландии.

Т.Юшкевич
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.