Агапьева, Наталья Николаевна (1888-1956)
Наталья Николаевна Агапьева родилась в Тифлисе, первые уроки мастерства получила в тифлисском художественном училище у О. И. Шмерлинга. Позже училась в Москве, в частных студиях К. Ф. Юона и И. И. Машкова. С 1907 по 1911 год Агапьева — студентка Училища живописи, ваяния и зодчества, из стен которого вышло большинство московских художников. Ее учителями были известные живописцы А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин и замечательный рисовальщик, ученик B. А. Серова — Н. П. Ульянов.
Уже в студенческие годы Агапьева активно участвовала в художественной жизни Москвы — экспонировала свои работы на выставках, с 1910 года (по 1917) была членом общества "Московский салон". Именно художники этого творческого объединения — И. И. Захаров (муж Агапьевой), Б. Н. Липкин, C. П. Сергеев, Л. Е. Фейнберг, М. В. Эберман и сама Агапьева одними из первых откликнулись на ленинский декрет о монументальной пропаганде и в 1918 году организовали бригаду по оформлению Москвы к праздникам 1 Мая и годовщины Октября. Деятельность этих художников, столь непохожая на их дореволюционное творчество, была теперь тесно связана с жизнью страны, с новыми задачами воспитания трудящихся масс средствами искусства. Вместе со своими товарищами художница оформляла агитпоезда, отправляющиеся на фронт, клубы, карнавальные шествия, вечера для рабочих, разрабатывала новую советскую эмблематику. Так, на одном из эскизов оформления, видно, как старые, привычные мотивы — золотой сноп с серпом, орудия крестьянского труда и дубовые листья — сочетались с новой, советской символикой — алыми пятиконечными звездами. И этот эскиз, и другие убеждают в том, что художница обладала декоративным даром, чувством цвета и композиции. Не случайно она любила создавать "костюмные фантазии" и импровизации на темы старых мастеров. Видимо, это свойство таланта Агапьевой привело ее в общество "Жар-цвет" (1925 — 1926), где она была членом-учредителем.
Но наиболее полно и ярко художница выразила себя в графическом искусстве. Видно, недаром она прошла замечательную школу Н. П. Ульянова! Агапьева прекрасно владела разными графическими техниками, особенно же любила рисунок и акварель. У нее была потребность рисовать всегда и везде, с натуры и по воображению. Карандашные наброски художницы воссоздают образы многих ее выдающихся современников — историка В. Ключевского на кафедре, В. Брюсова, читающего лекцию, писателя А. Грина, скульптора С. Коненкова и многих других. Изучая иконографические материалы, художница делала карандашные наброски и к "воображаемым" портретам — Пушкина, Чехова, Жорж Санд, серию рисунков, посвященных О. С. Чернышевской (жене писателя) и Карлу Марксу с семьей. Наряду с карандашными, Агапьева выполнила множество законченных акварельных портретов. Среди них лучшие — портрет академика А. Н. Северцова (1933), К. Е. Ворошилова и С. К. Орджоникидзе (1937), А. М. Горького — который считается одним из наиболее удачных изображений писателя. Во всех этих произведениях интерес к человеку, стремление проникнуть в суть характера, точно передать внешний облик сочетается с использованием возможностей самой техники акварели, легкой, прозрачной, богатой оттенками и переливами цвета.
В тридцатых-сороковых годах Агапьева выполнила несколько иллюстраций в технике карандашного рисунка и пастели. Они не предназначались для какого-либо определенного издания и, скорее всего, напоминают вольные импровизации на разные литературные темы. Сама художница так их и называла: "На тему Шекспира", "Анна Каренина".
В 1971 году в Москве состоялись две выставки произведений Н. Н. Агапьевой. Это дало возможность зрителям и специалистам познакомиться с творчеством художницы, понять своеобразие ее лирического, камерного дарования. Особенно высоко была оценена деятельность Агапьевой в области портрета. С этих выставок ряд московских музеев приобрел произведения художницы. Тем самым был сделан первый шаг к тому, чтобы творчество Натальи Николаевны Агапьевой стало изучаться и заняло свое место в истории отечественного искусства.