10.12.2012

Максимов, Константин Мефодьевич (1913-1994)

Творчество Константина Мефодьевича Максимова посвящено современности и людям наших дней.

Родился Константин Мефодьевич в семье служащего в поселке Шатрово Ивановской области. В 1930-1935 годах учился в Ивановском художественном техникуме. Известные московские художники, приехавшие в Иваново, рекомендовали Максимова для продолжения образования в Московский художественный институт, где он занимался в мастерской Г. Г. Ряжского.

Константин Мефодьевич сразу входит в художественную жизнь Москвы, участвует на всех всесоюзных выставках, много, напряженно работает. С 1945 года Максимов уже преподает в Московском художественном институте, а в 1954 году получает звание профессора.

С первых же дней занятий живописью художник встал на твердую реалистическую позицию. На протяжении всего творческого пути Максимов отдает предпочтение портретному жанру. С годами его мастерство портретиста растет, набирает силу, его портреты отличают острая наблюдательность, умение средствами живописи передать характер, создать психологический настрой. Его портреты — это не только изображение конкретных людей — это одновременно образ времени, в которое жил человек.

К таким портретам относятся и широко известный портрет А. Твардовского, написанный Максимовым в 1947 году, в котором автору удалось передать ум, широту души, юмор автора "Теркина", и портрет академика Н. Д. Зелинского (1951) — ученого, беззаветно отдавшего всю свою жизнь науке. Эти два портрета написаны в годы, когда складывался стиль художника, его живописная манера. В них он показал себя как мастер композиции, колористического решения.

В 1954 году началось освоение целинных земель в нашей стране. Десятки художников поехали в творческие командировки в Казахстан, на Алтай и в другие районы. Максимов едет в колхозы средней полосы. В результате этой поездки появились два портрета — "Сашка-тракторист" и "Портрет колхозного механизатора Ф. И. Широкова" (оба — 1954). Писал эти картины художник непосредственно на поле, после напряженного рабочего дня колхозников, когда им удавалось найти свободную минутку. Это поле и служит фоном для портретов. Выполнены они при свете заходящего солнца, тепло освещающего лица сбоку, придающего мягкость цвету. Это время суток, эффект освещения заходящим солнцем любимы художником, он часто использует этот мотив в своих полотнах.

В портретах людей главное, что сумел передать художник, — их отношение к своей работе. Для Сашки-тракториста и Широкова это не просто трудное время страды, а творческий труд, они умеют и любят работать, работа приносит им радость и удовлетворение. Это удовлетворение и в загорелом, обветренном лице тракториста, усталом, но с белозубой открытой улыбкой, и в уверенной спокойной позе механизатора.

В 1956 году Константин Мефодьевич едет в Китай в творческую командировку. Вернувшись в 1960 году в Москву, художник смог показать персональную выставку многочисленных, созданных в Китае работ. Законченные портреты, картины, пейзажи, помимо многочисленных этюдов и зарисовок привез с собой художник. Особенно много было у Константина Мефодьевича портретов.

Один из лучших портретов — "Портрет Ци Байши" (1958) — старейшего китайского художника, продолжателя традиционной национальной школы живописи по шелку. Художник изображен погруженным в работу. С годами колорит работ Максимова высветляется, постепенно он отходит от традиционной академической коричнево-охристой гаммы своих ранних работ. Работы китайского периода значительно светлей и разнообразней по колориту предшествующих полотен.

В 1963 году Максимов создал первый вариант картины "Переяславские кружевницы". Новые варианты были созданы в 1967 и 1971 годах. При работе над картиной художник написал множество этюдов к ней. Эта работа оказалась целым этапом в творчестве художника. "Переяславские кружевницы" — лирическо-романтическое полотно о русских женщинах. Светлый, серебристый колорит придает ему мажорное звучание. Весь первый план полотна занимают воздушные, ложащиеся мягкими складками бесконечные кружева, их белизне вторит снежный пейзаж в широком окне за спинами мастериц. Поэтичность зимнего пейзажа с церковью вдалеке созвучна настроению одной из женщин, которая вдруг отвлеклась от работы и о чем-то глубоко задумалась. В этом полотне взаимосвязь, перекличка старого и нового — церковь, деревянный заборчик и новый дом, дым заводских труб, современные молодые женщины и извечное рукоделие, которым занимались их предшественницы много веков тому назад.

В последние годы Максимов все больше и больше увлекается акварелью, она постепенно приобретает первостепенное значение в его творчестве. Константин Мефодьевич был руководителем многих творческих групп акварелистов, с которыми он ездил по стране. Так возникли акварельные серии "По Карелии" (1968), "Карелия" (1969), "Донбасс" (1971), "Люди КамАЗа" (1972 — 1975), "Сорок дней в Москве" (1976) и многие другие.

Акварельная техника Максимова отличается своеобразием. Он работает энергичными мазками, использует сильные, интенсивные тона. Максимов любит и чувствует красоту родной земли, в его акварельных пейзажах — и бесконечная синь карельских озер, и широта волжских просторов, и самобытная природа Средней Азии, и городские мотивы.

Большинство героев живописных полотен и акварелей Максимова последних лет, будь то писатели, кружевницы, пряхи, строители, повара, — люди молодые, полные сил, стремления работать, как и сам автор этих произведений.

Е. Романенко
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.