Брягин, Александр Иванович (1888-1948)
Далеко за пределами нашей родины известно и пользуется всеобщим признанием искусство миниатюрной живописи на лаке, которое сложилось в самом центре России — в селах Палех, Холуй и Мстера Ивановской области.
Истоки этого искусства, яркого, праздничного, очень декоративного, восходят к XVII веку — времени расцвета "дивного узорочья" в русской архитектуре, живописи, прикладном творчестве. Любовь русского народа к узорности, к орнаментальности и пришедшая в XVIII веке динамика, напряженность композиции нашли свое отражение в иконописи, центрами развития которой до революции были Палех, Мстера и Холуй. Условия жизни 20-30-х годов нашего столетия с их бурным ритмом и ярким радостным восприятием действительности оказались созвучными тому мироощущению, которое продолжало жить в народном искусстве с XVII века. И в среде бывших иконописцев возникает новый вид художественного творчества — лаковая миниатюра. В каждом из сел она обретает свое лицо, используя и развивая сложившиеся местные традиции.
"Мстерская миниатюра живописна, композиция обычно располагается на цветных фонах, черное в лаке используется как цвет, в отличие от Палеха, оставляющего цвет лаковой шкатулки фоном для живописи. Живописцы Мстеры работают не на цветовых контрастах, а на единстве общего тона: то холодного — голубовато-серебристого, то теплого — красновато-золотистого. Мстерская живопись всегда производит впечатление роскошного восточного ковра". Так определяли своеобразие этой миниатюры в своей книге об искусстве Мстеры известные советские искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.
Внутри сложившегося стиля развиваются направления и особенности, связанные с творчеством отдельных мастеров, лучших художников Мстеры. Традиции искусства Востока его отвлеченная декоративность, плоскостность, ковровость дошедшие до нас через наследие древнерусского искусства, а также интерес к стилю новгородского искусства XIV — XV веков характерны для творчества одного из ведущих живописцев Мстеры — Александра Ивановича Брягина.
Жизнь Брягина складывалась сложно, не простой была и его творческая судьба. Началась его профессиональная подготовка, как у всех художников Мстеры, в иконописной мастерской. Затем, уже работая в Москве, он некоторое время посещает частную художественную студию. Это была студия 1900-х годов, эпохи модерна в русском искусстве. Школа дала молодому художнику свободу и хорошее владение рисунком, линией как средством выразительности, а также тонкое чувство стиля. Это чувство стиля и сложившаяся издавна в Мстере традиция виртуозного подражания древнерусской живописи позволили Брягину еще до первой мировой войны стать способнейшим специалистом по реставрации фресок и икон. В 1912 году он был привлечен к трудной, ответственной работе — расчистке "Троицы" Андрея Рублева в Троице-Сергиевой лавре. Для этого времени вообще характерно широкое развитие реставрационного дела, связанное с глубоким интересом к раскрытию памятников древнерусского искусства. Брягин работает в Новгороде, в Старой Ладоге, реставрирует фрески в Московском Кремле и Петрограде. Его занятия прерывает первая мировая война, потом война гражданская. Наконец, по ходатайству Отдела музеев при Наркомпросе красноармеец Брягин был откомандирован в Москву на прежнюю работу реставратора. В начале 20-х годов он возвращается в родную Мстеру.
В эти тяжелые годы художникам не всегда удавалось заниматься своим профессиональным делом. Трудный путь к возрождению художественного творчества, к обретению своего неповторимого лица в этом процессе прошли многие бывшие иконописцы Мстеры. В 1923 году здесь возникает артель "Пролетарское искусство". Сначала артель изготовляла расписные коврики, торговала игрушками, а с 1930 года перешла на роспись различных бытовых изделий из папье-маше. Техника изготовления папье-маше была заимствована в Федоскине, где этим промыслом занимались издавна. Художники Мстеры, используя традиционные приемы живописи, открыли новые возможности, создали свой неповторимый стиль в искусстве лаковой миниатюры. Постепенно искусство Мстеры наполнялось новым содержанием, осваивало новые современные темы и находило средства для их воплощения.
Круг тем, используемых художниками Мстеры, широк и разнообразен. Здесь и сюжеты, заимствованные из окружающей действительности, из жизни и быта советской деревни. Такова брягинская "Уборка урожая в поле". Композиция полна гармонии, движения женщин и мужчин свободны, проникнуты бодрым ритмом, общий колорит выдержан в теплых золотистых тонах. Веселым азартом коллективной работы веет от этой полной жизни миниатюры.
Движение вообще является обязательным компонентом брягинских композиций. Мастер любит и отлично изображает неожиданные смелые повороты, построение его всегда сложно, вводятся обычно несколько групп и центров рассказа. Учитывая особенности брягинского рисунка, его часто сравнивают с блестящим художником Палеха — И. И. Голиковым. Как и его палехский современник, Брягин любит изображать битвы, охоты, поединки. В погоне за выразительностью художник иногда ломает форму и рисунок его делается манерным. Пропорции фигур удлиняются, становятся хрупкими, похожими на канон новгородского искусства конца XV века.
Непревзойденным мастером колорита считали Брягина и специалисты-искусствоведы, и сами художники Мстеры, его товарищи по артели. По богатству и разнообразию колорита, но нежности и сложности красочных переходов ему в свое время не было равных. Художник любит необычные для традиционной иконописи сочетания сильных и слабых цветов; в целом для него характерна нежная, мерцающая гамма красок, то холодная, то теплая, с преобладанием красноватого и золотистого тонов.
Живопись Брягина насыщена светом, орнаментальна, его шкатулки напоминают россыпь драгоценностей. Эти свойства брягинской миниатюры особенно созвучны сказочным, поэтическим сюжетам. К народному фольклору, былинам, сказкам А. С. Пушкина художник обращается часто. Образы пушкинских сказок, баллад, поэм оживают в фантастическом мире орнаментальных трав, деревьев и горок. Брягин иллюстрирует "Сказку о царе Салтане", отдельные сцены "Руслана и Людмилы", "Бахчисарайский фонтан". Композиция, созданная художником к последней сцене "Сказки о золотом петушке", относится к его лучшим вещам. "Петушок слетел со спицы" и клюет Додона, перегнувшегося через борт золотой кареты. На переднем плане завораживают внимание зрителя белый и черный кони и вспыхнувшая пламенем, красная одежда кучера. Эти яркие открытые цвета создают композиционный и колористический центр миниатюры. Пейзажный фон, напротив, разработан в тончайших переходах тонов, слабо-коричневых, бледно-желтых, малахитово-зеленых. Мастер не любил повторяться, в каждой работе он искал новое цветовое решение.
Лучшие годы творчества Александра Ивановича Брягина связаны с родным селом. И хотя конец его жизни проходит в Вологде, где он снова возвращается к реставрации настенной живописи, в истории русского искусства его имя навсегда связано с созданием и расцветом мстерской лаковой миниатюры.