10.12.2012

Дезарно, Август Осипович (1788-1840)

Огюст Жозеф Дезарно, или Август Осипович, как его звали в России, родился во Франции на пороге событий Великой Французской революции. Эти события так или иначе способствовали появлению в изобразительном искусстве нового направления — романтизма. Ему отдал дань и один из известных французских художников — баталист и портретист Антуан-Жан Гро, который посвятил свое творчество прославлению Наполеона и его военных кампаний. После возвращения из Итальянской кампании 1793 -1801 годов, во время которой Гро находился при наполеоновской армии, к нему в ученики поступил Дезарно. В мастерской Гро молодой художник познакомился с основными принципами компоновки батальных полотен, а также многофигурных портретов. Порыв, патетика, картинность поз, присущие работам Гро раннего периода, не могли не произвести впечатления на Дезарно.

Наступил 1812 год, и Дезарно, к этому времени находившийся на военной службе, принимает участие в походе Наполеона на Россию и здесь, в одной из стычек с казаками, попадает в плен.

С этого момента судьба Дезарно круто изменилась — он навсегда остался в России и снова обратился к искусству. Уже в 1815 году он представил в Академию художеств картину "Русский кавалергардский офицер в сопровождении двух конных солдат, преследующий с пистолетом в руках французского карабинера, сбитого с лошади и бегущего с одним егерем". За нее он был признан назначенным в академики. Еще через два года, в 1817 году Дезарно создает картину на звание академика, но она была признана неудовлетворительной и только в 1827 году это звание Дезарно было присвоено за большое полотно на сюжет из Отечественной войны. Художник изобразил "Стычку легкой русской конницы с французскими гусарами", иными словами, тот самый эпизод, когда он попал в русский плен. В дальнейшем Дезарно много работает над батальной тематикой. Например, в 1829 — 1830 годах, находясь в Турции при войсках графа Дибича-Забалканского, художник сделал много путевых зарисовок, по которым впоследствии были выполнены литографии, воспроизведенные в специальном альбоме. Написаны были Дезарно и несколько картин с изображением мундиров русских гвардейских полков.

Но не только военная тематика привлекает художника. Его кисти принадлежат и портреты представителей высших кругов русского общества, чаще групповые. По манере изображения натуры они уже соприкасаются с таким явлением в немецком искусстве 1820-1840 годов, как "бидермейер", имевшим некоторые аналогии и в России. Одновременно они сохраняют и черты парадного портрета.

На картине "Семейство Всеволожских" (1820-е гг.) группа всадников, собравшихся на прогулку, одетых в сюртуки и цилиндры, изображена на фоне пейзажа. Лица всадников, а также одного из членов семьи Всеволожских, стоящего слева с маленькой княжной Хованской, обращены в сторону зрителя и отчетливо видны. Причем художник постарался выявить черты фамильного сходства и передать степень родства. Породистые лошади изображены не менее подробно, чем главные персонажи. Холодное спокойствие, чинность, напоминающие картины немецких художников на аналогичные темы, здесь еще сочетаются с приемами парадных портретов: компактная центральная группа господствует над обширным пространством с маленькими фигурками всадников вдали. Точка зрения на нее художника взята немного снизу. В этой картине Дезарно уже нет и следа от романтических порывов его учителя Гро.

Но тем не менее творчество Дезарно, художника высокого профессионального уровня, вошедшее в историю русской батальной и портретной живописи, для нас интересно по-своему. В нем нашли отражение важные моменты истории России и социально-бытовые приметы русской жизни конца 1810-1830-х годов.

М. Аксененко
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.