10.12.2012

Бенка, Мартин (1888-1971)

С творчеством Мартина Бенки — первого народного художника Словакии — неразрывно связано становление национального словацкого искусства. Поиски национальной изобразительной традиции шли в первую очередь в многочисленных пейзажах художника. Еще в 1910-1915 годах, учась в частной художественной школе Алоиза Калводы в Праге, молодой художник регулярно проводил летние месяцы в различных областях страны, часто работая в чешской области Орава и Моравской Словакии. Большое количество натурных за рисовок тех лет впоследствии пригодилось ему при создании словацкого пейзажного образа.

В течение нескольких десятилетий понимание Бенкой пейзажа претерпевало ряд изменений. В 20-х годах он отдавал предпочтение чистому пейзажу, уделяя внимание его архитектонике, выразительности отдельных компонентов. В это время художник часто использует точку зрения сверху, отчего пейзаж приобретает некую обобщенность и условность. Позднее в него включается человеческая фигура. В этих композициях всегда присутствует линия горизонта, придающая ощущение большей соразмерности человека и окружающего мира. Человеческие фигуры Мартина Венки подчеркнуто величественны и монументальны, что достигается использованием точки зрения снизу. "...Я изображал нашего человека сильным, с чувством собственного достоинства, потому что он был униженным, осмеянным, согбенным в подчинении, скромным и добрым. Я хотел показать человека сильного и смелого, чтобы он пробудился и, непокорный, расправил грудь", — говорил художник.

В 1942 году им была закончена серия монументальных полотен "Защитники и хранительницы Словакии". Каждое из них представляло одну из областей Словакии, символизируемых мужской и женской фигурами в национальных костюмах. Монументально-торжественный цикл, воспевающий силу и красоту родного народа, созданный художником в суровые военные годы, был одним из тех источников, в котором его соотечественники черпали веру в победу над врагом. В той же стилистике выполнены картины "Люди и горы" (1941), "Бесстрашие" (1942), а также первые послевоенные холсты "Над павшим другом" и "Упорным шагом" (обе — 1945).

Можно сказать, что все творчество Мартина Бенки было посвящено созданию собственно словацкой живописной традиции. Истоки художественной специфики его произведений лежат в глубоком знании и понимании особенностей крестьянского быта, костюма и других этнографических особенностей.

Художник постоянно обращается к образам словацких крестьян. Наряду с типами, привлекательными своим национальным своеобразием и выразительностью, он стремится создать некий обобщенный образ человека-труженика. Полны наблюдательности, любви и глубокого проникновения в жизнь народа его деревенские сценки. Дух достоверности, присущий им, находит подтверждение и в реальности пейзажной среды.

Венка больше известен как мастер композиционной картины. Но не меньшую ценность представляет его графическое наследие. В рисунках Бенки чувствуется стремление воплотить те же художественные принципы, которые характеризуют его живописное творчество. Так, например, в акварели "Крестьянка" органично соединилось тонкое понимание цвета, идущее от народного искусства — гончарного ремесла, ковроткачества, с поисками обобщенно-монументального образа.

Выразительны карандашные рисунки Бенки. В них — точно наблюденные пейзажные мотивы, зарисовки жанровых сцен крестьянских будней и праздников. Примечательно, что Бенка-график отстаивал "чистоту" той или иной техники. Он стремился полностью использовать выразительные возможности карандаша, угля, нередко делая зарисовки тушью, и никогда не работал в смешанной технике.

Наряду с чистой графикой большое внимание уделял Бенка и работе над иллюстрацией. Естественно, что наибольший интерес для него представлял словацкий фольклор. Сказки, предания, былины были наиболее близки Бенке-рисовальщику, теснее соприкасались с кругом его художественных задач. Интерес к детали, глубокое знание национального эпоса определили изобразительную структуру его иллюстраций. В этом смысле интересны его листы, иллюстрирующие народный календарь. Все времена года представлены художником в виде жанровых сцен, героями которых являются словацкие крестьяне. С особой тщательностью передает художник отдельные детали костюма, атрибуты различных ремесел. Мартину Бенке принадлежит заслуга создания нового типа украшения в чехословацкой книге в виде орнаментально рисованных концовок и стилизованного национального письма, ставших по своему декоративному назначению составной частью книжной иллюстрации.

Бенка — своеобразный и многоплановый художник. Высокие профессиональные качества его произведений всегда сочетались с национальным колоритом, были проникнуты любовью к родной земле, ее людям, народной культуре. За большой вклад в развитие словацкого изобразительного искусства в 1953 году он первым был удостоен звания народного художника республики.

С 1939 года до своей кончины 28 июня 1971 года Бенка жил в городе Мартине, в Средней Словакии. В 1958 году государство, отдавая дань огромным заслугам художника, по соседству с картинной галереей в Мартине строит ему новую просторную мастерскую. В ответ на заботу правительства художник передает в дар чехословацкому народу более шести тысяч своих произведений.

Сегодня огромное творческое наследие мастера стало всенародным достоянием. 1 августа 1973 года в мастерской художника в Мартине был открыт музей Мартина Бенки.

Н. Семенова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.