Воробьев, Сократ Максимович (1817-1888)
Школа русской пейзажной живописи XIX столетия полна имен знаменитых, прославленных в истории искусства, имен известных, нашедших признание у многих любителей художественного творчества, есть в ней также имена незаслуженно забытые. Одно из таких имен — Сократ Максимович Воробьев. Как акварелист, тонкий и изящный рисовальщик он был известен в свое время не только в России, но и за границей, и его работы, особенно виды Италии, привлекали большей внимание русских и иностранных любителей живописи.
Воробьев был сыном известного, в свое время очень ценившегося и оставившего по себе добрую память в истории русского искусства профессора перспективной и ландшафтной живописи Максима Никифоровича Воробьева, вошедшего в историю русского пейзажа как один из крупнейших представителей романтизма. Сего именем связано появление в первой трети XIX столетия особого типа изображения природы — "пейзажа-настроения". Современники отмечали, что Максим Воробьев предлагает "поэтическое созерцание великолепного вида, который наводит задумчивость и грусть". Художник славился своим умением изображать световоздушные эффекты атмосферы, создающие определенные оттенки настроения его пейзажей. Он создал также школу русского романтического пейзажа. Его ученики М. И. Лебедев, И. К. Айвазовский, М. П. Клодт, братья Г. и Н. Чернецовы, С. М. Воробьев и многие другие продолжали и развивали традиции романтизма в изображении природы на протяжении последующих десятилетий XIX века.
Как это часто бывает, слава отца долгие годы затмевала строгое и вместе с тем изящное дарование сына. И несмотря на вполне определенные немалые заслуги Сократа Максимовича в области пейзажного жанра, его творчество до сих пор не нашло соответствующего освещения в литературе о русском искусстве. Сохранившиеся сведения о нем, об этапах его жизни и творчества крайне скудны.
Воробьев родился в Петербурге. Поступив в 1833 году, 16-летним юношей, в воспитанники Академии художеств, он избрал для себя специальностью ту же область искусства, в которой прославился его отец. В эти годы петербургская Академия художеств была уже совершенно сложившимся учебным заведением с четко определенными особенностями педагогической системы, со своими достоинствами и недостатками. Как и во всех академиях, в основе преподавания здесь лежали принципы традиционности, обучение раз и навсегда выработанным приемам в области рисунка, композиции, света, цвета, трактовки образа. Реальная действительность считалась несовершенной, ее необходимо было "исправлять", опираясь на "вечные законы прекрасного". Академический классицизм все более и более приобретал черты казенного штампа. Но были в преподавании и несомненные достоинства. Выше всего было поставлено обучение рисунку; владение рисунком стало предметом справедливой гордости петербургской Академии. В сложившиеся приемы воспитания творческой молодежи свежую струю вносили художники-романтики. Они стремились к облику природы, которая не сводилась к сухой формуле, искали в ней меняющееся, индивидуальное, непосредственное.
Занимаясь под руководством отца, Сократ Воробьев добивается значительных успехов и получает награды: две малые серебряные медали (в 1835 и 1836 годах), большую серебряную (в 1836) и малую золотую (в 1837). При выпуске из Академии в 1838 году молодой пейзажист был удостоен звания художника 14-го класса и большой золотой медали, присужденной ему за картину "Вид дачи Фаль, близ Ревеля". Одновременно художник работает в Петергофе и делает много рисунков пером, карандашом и акварелью. Его произведения появляются на академической выставке 1839 года и заслуживают одобрения публики. Современники писали о Сократе Воробьеве: "Образовался он под руководством своего знаменитого отца. В рисунке дерев, в дальних планах, превосходен; в живописи жестковат, но принимается умно; делает постоянно успехи, и что схватывает с натуры — то выходит прекрасно. Мы видели один его эскиз, набросанный с натуры на другой день. Все там есть, что только требуется от опытного художника".
Получив вместе с медалью право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии, Сократ Воробьев отправился в Италию и провел в этой стране шесть лет, работая преимущественно в Риме, Неаполе и Палермо. Из произведений, относящихся к этому лучшему периоду его творческой деятельности, в свое время особо отмечали картины "Сан-Вито" и "Вид Монте-Пелегрино". Находившийся в 1845 году в Палермо император Николай I обратил внимание на молодого художника и заказал ему серию итальянских видов, приобретенных впоследствии для императрицы Александры Федоровны.
По истечении срока своей заграничной командировки, в 1846 году Сократ Максимович вернулся в Петербург, и ему было присвоено звание академика, как художнику, получившему известность не только в России, но и за рубежом. Тщательно выполненные, отличающиеся чистотой письма, тонким вкусом и изысканным колоритом, работы Воробьева его нежные акварели с видами прелестных итальянских уголков, становятся очень популярными при дворе. Через год художник снова отправляется в Италию для завершения начатых работ и исполнения новых заказов Николая I и членов царской семьи.
Италия была излюбленным местом паломничества русских художников первой половины и середины XIX века. Особое значение имела она для пейзажистов, привлекая пышностью и красотой природы, мягкой красочностью прозрачного воздуха, своими памятниками искусства. Высшие достижения русской романтической пейзажной живописи первой трети XIX века были связаны именно с Италией. Любовь к этой стране унаследовал от отца и Сократ Воробьев.
Его итальянские пейзажи были отмечены художественной критикой: "Две картины господина академика С. Воробьева "Вид в Амальфи" и "Вид в Неаполе с Позилипо" не бросаются в глаза эффектностью, за которой и не гонялся художник. Он с любовью воспроизвел только действительность. Вот отчего, всмотревшись в картину, вы все более и более сочувствуете ей; наслаждаетесь зрелищем этой ослепительной лазури полуденного неба, этим легким паром, застилающим раскинувшееся море и цепь далеких гор". В течение всей жизни художника природа Италии занимала едва ли не ведущее место в его творчестве.
После смерти отца, до конца дней продолжавшего свою деятельность в Академии художеств. Сократ Максимович Воробьев в 1855 году был назначен преподавателем ландшафтной живописи в академических классах. Его учениками были многие, впоследствии ставшие известными, русские художники-пейзажисты: И. И. Шишкин, Ю. Ю. Клевер, А. М. Мещерский, Е. К. Дюккер и другие. В 1858 году Воробьеву, учитывая его успехи в преподавательской деятельности, было присвоено звание профессора вне правил, без исполнения обычной для этого звания программы.
Одновременно художник продолжает писать виды Петербурга и его окрестностей. Он много работает в технике акварели. Увлечение акварелью вообще характерно для русской пейзажной живописи начиная с 30-х годов прошлого века. Оно связано с поисками эмоциональной насыщенности пейзажа, со стремлением передать эффекты освещения и колористическое богатство окружающей природы. Акварель середины XIX века — прозрачная, тонкими лессировками кроющая лист бумаги, белый цвет которой, просвечивая из-под слоя красок, придает изображению непосредственное впечатление наполненности светом. Северная природа, Петербург с его облачностью, туманами, сырым воздухом и мягкими переходами от света к тени как нельзя более соответствовали этой технике. Текучий ритм акварели оказался идеально пригодным для передачи воды, воздуха, рассеянного света. Небольшие, тщательно написанные, изящные акварели Воробьева по достоинству ценились его современниками.
Свою преподавательскую деятельность в Академии художник продолжал до 1868 года. Затем по различным, не очень ясным, обстоятельствам он оставляет службу и удаляется в свое имение, где и проводит оставшиеся годы жизни, почти бросив заниматься живописью и после 1870 года не появляясь со своими работами на выставках.
Газета "Художественные новости" писала о Сократе Максимовиче Воробьеве в год его смерти: "Покойный не обладал выходящим из ряда талантом, но достиг значительного искусства в живописи, особенно акварельной, усидчивым трудом и любовным отношением к природе. Как преподаватель пейзажной живописи в классах Академии, он, несомненно, содействовал в немалой степени современным её успехам".