10.12.2012

Лемуан, Франсуа (1688-1737)

Одна из особенностей смены больших стилей в искусстве состоит в том, что один стиль вырастает из другого в процессе борьбы противоположностей. Чаще всего сам переход совершается постепенно. Там, где когда-то расцветали передовые художественные идеи, все приходит в упадок, а на периферии в это время рождаются и начинают развиваться, часто спорадически проникая в старые художественные центры, новые формы искусства. Из них может возникнуть целое направление, а потом — и оформиться стиль.

Так, например, происходило во Франции, когда на рубеже XVII и XVIII веков на смену академизму пришел стиль рококо. Еще в 1648 году в Париже была создана Королевская Академия живописи и скульптуры. Так развивался академизм. Через двадцать лет, при Кольбере, академия стала практически государственным учреждением. Академизм прославлял абсолютную власть монарха и все, что содействовало этой власти. Расцветает монументальная живопись (благодаря королевскому заказу на декорирование парижских и версальских дворцов), чуть позднее — репрезентативный портрет, призванный прославлять благородство и величие сильных мира сего, мифологический и исторический жанры с их идейной направленностью.

Но уже в начале XVII века все еще в рамках "большого стиля" формируются декоративные принципы рококо. Об этом свидетельствуют тонкие по живописи пейзажные фоны парадных портретов Н. Ларжильера.

Вместо короля заказчиками становятся дворянство и буржуа. Героизированные личности уходят со сцены, остается лишь антураж, который выглядит бутафорией. Декоративизм становится главным принципом искусства. В живописи ему подчиняются и цвет, и композиция. Художники вновь обращаются к мифологии, но трактуют ее или аллегорически, или в виде галантных сцен, проникнутых чисто светским духом.

Самым ярким выразителем духа рококо во Франции был Франсуа Буше. Откровенный гедонизм и неприкрытая чувственность воплотились в его картинах в полной мере. Этого нельзя сказать о его учителе Франсуа Лемуане, который умел сочетать кокетливость и жеманность форм с классической ясностью композиций.

Сам Лемуан, исконный парижанин, учился у Луи Галлоша. За исключением поездки в Италию в 1723 году он жил и работал в Париже и Версале. В 1718 году Лемуан стал членом Королевской Академии живописи и скульптуры (обогнав в этом своего учителя на тридцать лет), а в 1733 — ее профессором. В 1736 году Лемуан получил звание "первого живописца короля". Эта честь была оказана художнику после того, как он выполнил королевский заказ — расписал плафон на тему "Апофеоз Геркулеса" для зала Геркулеса в Версальском дворце. Это была лучшая, но не единственная работа Лемуана в области монументально-декоративного искусства. Ей предшествовали росписи некоторых парижских церквей (например, плафон в Сен-Сюльпис). Тем не менее Лемуан остался в истории французского искусства прежде всего как мастер станковой картины, создатель мифологических, религиозных и аллегорических композиций.

В живописи Франсуа Лемуана ощущается влияние принципов классического искусства. Но это не мир образов, на которых выросли французские мастера XVII столетия. Рококо находит образцы для подражания в творениях поздних итальянских маньеристов — у Пармиджанино и Понтормо. Как и всякий большой художник, Лемуан пытается по-своему осмыслить эту традицию — он оживляет мистический иррационализм маньеристов, соединяя его с барочной экспрессией в духе Рубенса. Поэтому его картины, при всей своей внешней эффектности и театральности, выражают подлинно драматические коллизии.

Наиболее характерно это для мифологических композиций; некоторые из них хранятся в собраниях ГМИИ имени А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. Франсуа Лемуан всегда старается выбрать момент наибольшего драматического напряжения сюжета. Так, в картине "Аполлон и Дафна" (1725, Государственный Эрмитаж) изображен не традиционный момент превращения нимфы Дафны в лавровое дерево, а то, как преследуемая Аполлоном нимфа обращается за помощью к своему отцу, речному богу Пенею. Художник не только мастерски передает движение, организующее композицию картины, но и стремится к тому, чтобы придать колориту эмоциональную напряженность.

Среди многочисленных мифологических композиций Франсуа Лемуана привлекает внимание картина "Похищение Европы" (1725, ГМИИ имени А. С. Пушкина). Композиция ее восходит к полотну Паоло Веронезе на ту же тему, хранящемуся во Дворце дожей в Венеции. Лемуан мог ее видеть во время своего визита в Италию. Художник изображает тот момент легенды, когда Зевс, превратившись в огромного белого быка, пришел на луг, где дочь сидонского царя Европа водила хороводы со своими подругами, и лег к ее ногам.

Лемуан блестяще компонует многофигурную сцену, создавая рокайльное переплетение из фигур девушек и окружающих их деревьев. Светлый переливающийся колорит картины, контрасты освещения — все это рождает ощущение встревоженности, внутренней напряженности. Картину "Похищение Европы" можно причислить к лучшим образцам французского рококо.

Лемуан известен также как автор аллегорий, которые часто имели чисто декоративный характер и предназначались для украшения интерьеров ("Аллегория живописи" в Государственном Эрмитаже). Но такие произведения — скорее свидетельство плодовитости художника. Свой след в истории искусства он оставил именно как мастер утонченных рокайльных композиций, которые вызывали восторг современников (Фальконе в письме к Екатерине II восхищался "Купальщицей", которая хранится ныне в Эрмитаже) и признание потомков.

А. Таргулов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.