10.12.2012

Фужерон, Андре (1913-1998)

Творчество прогрессивного французского художника Андре Фужерона хорошо знакомо советскому зрителю. Он неоднократно бывал в нашей стране, где его искусство нашло широкий отклик среди любителей современной живописи.

Живописец, график, автор монументальных росписей и мозаик, Фужерон всегда стремится создавать произведения, созвучные современности не только по форме, но и по содержанию. Воспевая жизнь человека в различных ее проявлениях: труде, семейных радостях, спорте, — художник одновременно чутко реагирует на актуальные политические события, занимая при этом позицию активного гуманизма.

Социальная направленность никогда не исчезала из творчества Фужерона. Она образовалась под влиянием среды, в которой он родился и вырос, политической и культурной атмосферы предвоенной Франции, то есть в то время, когда происходило становление мастера.

Андре Фужерон родился 1 октября 1913 года в семье парижского рабочего-каменщика. По окончании начальной школы работал слесарем на заводах Рено и Розенгарта, служил в армии. Не имея возможности посещать специальные художественные заведения и частные "академии", он отдает все свободное время занятиям в вечерней школе рисования, бывает на выставках современного искусства. Наиболее сильное впечатление на него произвели картины двух корифеев живописи XX века — Матисса и Пикассо. Влияние последнего долго будет ощущаться даже в зрелых работах Фужерона.

Очень важно то, что дебют молодого живописца состоялся в залах Парижского Дома культуры, бывшего в эпоху Народного фронта демократическим культурным центром, объединившим многих прогрессивных деятелей искусства — Марке, Люрса, Громера, Мазереля, Арагона. Участвуя в его работе, Фужерон окончательно определился и как художник, и как борец-антифашист.

Чем реальнее становится угроза фашизма, тем яснее понимает художник, что только единство и сплоченность людей доброй воли могут активно противостоять надвигающейся опасности. И он делает свой выбор, вступая в ряды Французской коммунистической партии, а уже в следующем, 1940 году участвует в боях с гитлеровцами на бельгийской границе. За этим следуют плен, побег и возвращение в оккупированный Париж. С этого времени Фужерон находится на полулегальном положении.

Художник настойчиво ищет возможность отразить актуальную действительность, пользуясь современным изобразительным языком. Это ему удается в картине "Улица Парижа 1943 года".

В представлении Фужерона оккупированный Париж — это люди с кошелками, жмущиеся к стенам, голодные дети, роющиеся в помойных бачках, взгляды женщин, обращенные к зарешеченным окнам тюрем. Название картины, повторенное в надписи на мусорном бачке, воспринимается как горькая ирония...

С приходом долгожданного освобождения в общественной и культурной жизни пробуждаются демократические тенденции. Фужерон вместе с художниками Денуайе, Вальхом и другими организует "Салон Освобождения", подготавливает чествование Пикассо. Популярность Фужерона неуклонно растет, государство покупает его картины, а в 1947 году он удостаивается Гран-при за картину "Полдник". Словом, Фужерон уже на пороге широкой известности, как вдруг скандал, вызванный появлением на Осеннем Салоне 1948 года "Парижанок на рынке", заставляет большую часть критиков отвернуться от него.

Причина проста. Послевоенные "Парижанки..." явились таким же обвинительным актом своей эпохе, как и "Улица Парижа..." Только теперь это обличение прозвучало в конкретно документальных формах "неореализма". Оно стало слишком явным, чтобы остаться незамеченным.

В рамках жанровой сцены художник сумел отразить противоречивость общественной ситуации послевоенных лет: растущую дороговизну жизни, бедственное положение простых французов. Горожанки, пришедшие на рынок, в молчании замерли перед рыбным прилавком. В их взглядах и жестах читаются озабоченность и тревога. Развязный жест торговки, предлагающей свою снедь, лишь нагнетает ощущение драматического конфликта. Серьезность поставленных проблем определяет и сам характер живописи Фужерона: она подчеркнуто реалистична, тщательна по отношению к деталям.

Чтобы лучше узнать жизнь трудящихся, Фужерон, принимая приглашение профсоюза шахтеров, уезжает работать на север страны, в Ланс. Итогом этой поездки стала большая выставка "Страна шахт, или К становлению французского неореализма". Наряду с живописными работами экспонировались рисунки и литографии, рассказывающие о нелегком труде пикардийских шахтеров, об их борьбе за свои права. Общедоступность изобразительного языка произведений "шахтерского цикла" привлекла к ним широкие круги зрителей.

В середине 50-х годов прогрессивная общественность Франции была возмущена несправедливой войной в Алжире, которую вело правительство Четвертой республики. По стране прошла мощная волна политических демонстраций. Фужерон не остался в стороне от этих событий. Ответом борца-интернационалиста стал монументальный "Триптих позора", создававшийся им на протяжении 1955 — 1958 годов. Полемизируя с авангардистами, с претенциозностью названий их произведений, Фужерон дал частям триптиха подзаголовки: "Конкретная живопись № 1", "Конкретная живопись № 2". Этим он как бы противопоставлял реальную конкретность — драматические события в Алжире — отвлеченному модернистскому формотворчеству.

Для большей эмоциональной выразительности художник отказался от иллюзорной трактовки форм и от развернутого повествования как основы произведения. Основной акцент он переносит на пластические возможности самой живописи: на экспрессивный и мощный мазок, на обобщающий рисунок. Фрагментарностью композиции и общим свинцово-серым тоном триптих напоминает снимки фоторепортажа, увеличенные до размеров монументального панно. Крупный план, дающий фигуры в упор, с беспощадностью представляет преступление колониальной войны: трупы расстрелянных патриотов, осиротевших детей и беженцев, над которыми нависла зловещая тень солдата.

Насколько действенным оказалось новое произведение Фужерона, говорит тот факт, что экспонировалось оно под охраной полицейских, сдерживавших разъяренную толпу неофашистских молодчиков.

Однако картины Фужерона — это не только протест против угнетения, насилия, жестокостей войны. Художник считает, что оптимистические, светлые, радостные сюжеты должны занять свое место в творчестве современных художников, так же как и сюжеты, выражающие социальный протест. В 1950-е годы в его творчестве появляются темы мирного труда, материнства, семейного счастья. По цветовой насыщенности и особому вниманию к декоративной стороне работы этого времени напоминают ранние произведения художника и вместе с тем значительно отличаются от них. "Мост", "Красная площадь", "Механическая уборка" — лучшие примеры этого нового стиля.

Искусство Фужерона не замыкается в рамках станкового произведения. Оно обращено к народу. Об этом говорят нарядные и красочные мозаики и монументальные росписи, украшающие школы и муниципалитеты Вильжюифа и Ромий-сюр-Сен, Жантильи и Сен-Дени, керамические панно на стенах Технического центра в Сете.

В настоящее время Андре Фужерон — признанный авторитет в международной художественной жизни. Несмотря на преклонный возраст художника, его деятельность активна и многообразна: он постоянный участник крупных выставок, таких как "Интерграфика", "Художники — свидетели своего времени", Осенний Салон, Салон современного искусства, член Комитета молодых современных графиков Франции.

М. Боде
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.