10.12.2012

де Конинк, Филипс (1619-1688)

Имя Филипса де Конинка по праву занимает место в ряду лучших голландских мастеров пейзажного жанра, которыми так богата эта художественная школа, а его панорамные ландшафты относятся к прекраснейшим произведениям национальной живописи.

Творчество Конинка связано с главным центром голландской культуры XVII века — Амстердамом. Этот город, казалось, воплотил расцвет Республики Семи провинций: нитями морских путей он был связан с целым миром, к амстердамским купцам стекались богатства всех колоний. Выросший за необычайно короткий срок, Амстердам украсился нарядными домами, здесь кипела деятельная жизнь, в театре ставились пьесы выдающегося голландского драматурга Иоста ван ден Вондела, печатавшиеся в амстердамских типографиях книги удивляли Европу своими тиражами и высоким качеством печати, город притягивал лучшие художественные силы страны, здесь в 40-е годы достигла зенита слава Рембрандта.

Филипс де Конинк родился в семье преуспевающего амстердамского золотых дел мастера и был младшим среди шести братьев, из которых один — Якоб — стал живописцем, а другой — Даниэл — огранщиком алмазов (эта редкая для своего времени специальность в следующем столетии получила большое распространение, когда Амстердам превратился в главного поставщика бриллиантов для европейских дворов). Проучившись некоторое время у своего брата Якоба, работавшего в Роттердаме, Филипс в 1641 году вернулся в родной город. В эти годы всеобщее внимание было приковано к творчеству Рембрандта; начинающие художники стремились попасть к нему в ученики, зрелые мастера выказывали живой интерес к появлявшимся новым произведениям художника. Еще в годы ученичества Конинк копировал работы Рембрандта и тем самым имел возможность изучить его художественную манеру. Теперь же ему представился случай близко познакомиться с выдающимся живописцем и войти в круг его друзей, не в последнюю очередь, вероятно, благодаря родству с роттердамским художником Абрахамом Фурнериусом, сестра которого вышла замуж за Конинка. Другим знаменитым другом Конинка был писатель Иост ван ден Вондел, прославивший в стихах творения художника. Последующие тридцать лет жизни, охватывающие период его плодотворной творческой работы (1640-1670-е годы), Конинк провел в Амстердаме, возможно, лишь совершив небольшую поездку в южную провинцию Гелдерн и ближайшие окрестности родного города. Художественные связи и общественное положение (он принадлежал к кругу зажиточных бюргеров) выдвинули Конинка в число городской элиты. Он был на виду, среди ведущих амстердамских художников. Об уважении со стороны собратьев по искусству свидетельствует факт приглашения Конинка в комиссию экспертов по решению спорных вопросов авторства картин, в которой он участвовал вместе с Рембрандтом. Его известность перешагнула границы страны — в коллекцию автопортретов художников, собираемую герцогами Тосканскими, был приобретен "Автопортрет" Конинка (1667, Флоренция, Уффици).

Странно теперь читать строки хвалебных стихов, посвященных портретам и сюжетным композициям Конинка, — произведения не обнаруживают приписываемых им достоинств. Если портреты обладают сходством и выразительностью общей характеристики (особенно это касается портретов друзей — Вондела, которого Конинк писал неоднократно, художника Хеймана Дюларта), то мифологические, религиозные и жанровые картины малооригинальны, выдают сильное подражание работам Рембрандта и некоторых других мастеров и в целом не поднимаются выше художественной продукции среднего уровня. Вся мера поэтического чувства, все живописное мастерство художника нашли воплощение только в пейзаже. Вероятно, портреты и "истории" (как называли в то время сюжетные композиции) представляли более удобный материал для прославления в стихах жизнеподобия изображения и восхваления высокого сюжета, чем пейзажи Конинка, которые сами являются своего рода живописными поэмами, не требующими переложения на язык другого вида искусства. Спокойно и величественно развертываются панорамные ландшафты художника, подобно строкам торжественной оды, воспевающей красоту родной земли.

Конинк обратился к пейзажному жанру в начале творческого пути, и в первых же работах создался в законченном виде тот тип композиции, который впоследствии мастер только совершенствовал, не внося принципиальных изменений. Бескрайняя равнина расстилается вширь и вглубь, не ограниченная с краев, не имеющая заметно выделенного центра. Поворот дороги на первом плане, идущей мимо усадьбы и стоящей на обочине хижины, увлекает взгляд в глубину и исчезает в массиве леса, оставляя зрителя блуждать по перелескам и полям, оживленным селениями и крестьянскими фермами; это движение вновь возникает почти на самом горизонте, где его подхватывает излучина реки, воды которой сливаются в едва различимой дали с небом, лилово-голубым пологом нависшим над плоской землей ("Вид в Гелдерланде", Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина). С удивительным постоянством художник был привержен единственной пейзажной теме — все его картины передают один мотив панорамы равнинных далей. В основе пейзажей Конинка лежат впечатления от природы провинции Гелдерн, ландшафт которой отличается естественной живописностью и разнообразием, однако они лишены строгой топографичности — эти свободные вариации образа одной местности, так же как и рисунки художника, легко и размашисто исполненные пером и отмывкой кистью, передают воображаемые пейзажные композиции. При помощи ряда художественных приемов Конинку удается соединить в живописных панорамах повествовательное многообразие мотивов, стремящихся задержать взгляд у каждого поворота тропинки, у всякой хижины, и цельность мгновенного впечатления. Замечательно умение мастера уравновесить движения в глубину и вдоль пейзажа, так что они, не споря, взаимно дополняют друг друга. Кисть Конинка выразительно передает структуру почвы, листвы деревьев, но живопись художника чужда детализации: внимание к индивидуальным фактурным особенностям сочетается с трактовкой отдельных участков картины едиными цветовыми плоскостями, что усиливает обобщенное звучание образа. Этому же способствует организация пространства с помощью светотени: Конинк ритмически чередует зоны ландшафта, освещенные солнцем и погруженные в тень от облаков. Единство картины скрепляется общим тональным колоритом, объединяющим коричнево-охристые, зелено-аквамариновые, лилово-серо-голубые краски картины с отдельными более яркими мазками розово-красного и желтого цвета.

В истории голландского искусства панорамный стиль Конинка имеет истоки в произведениях Херкюлеса Сегерса и Рембрандта, обоим мастерам художник многим обязан. Стелющиеся параллельными планами равнины, характерные пропорциональные соотношения неба и полосы земли встречаются уже в гравюрах Сегерса. Живопись Рембрандта раскрыла Конинку выразительные возможности светотени для пейзажа, а графика художника обратила внимание на множественность пейзажных мотивов. Да и само обращение Конинка к пейзажному жанру, вполне возможно, произошло под влиянием Рембрандта, именно в 40-е годы пристально занимавшегося проблемами пейзажа. Однако эти примеры были творчески переосмыслены художником и послужили созданию произведений, имеющих неповторимый внешний облик и собственное эмоциональное звучание. Эпическая широта картин Конинка не таит в себе смутной тревоги, рожденной борением стихий, как в пейзажах Рембрандта, — природа раскрывается в своем ясном, спокойном обличье. В противоположность пустынным равнинам Сегерса, глаз повсюду встречает приметы человеческой деятельности, и сам человек — путник, крестьянин, пастух — чаще всего естественно включается в общую картину.

Лучшие произведения Филипса де Конинка были созданы в период между 1655 и 1665 годами. В это десятилетие голландская республика и голландское искусство переживали всю полноту своего блестящего расцвета, перед тем как их силы начали клониться к упадку. Образ мирной процветающей земли, какой предстает перед нами Голландия в пейзажах Конинка, стал одной из граней воплощения зрелости развития материальных сил и духовного самосознания этой маленькой, но замечательной страны.

Н. Маркова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.