10.12.2012

дель Верроккьо, Андреа (1435/36-1488)

К началу XV века прежде великое искусство готики утратило свои жизненные силы. В противовес этому переживает бурный подъем новый тип искусства. Его целью становится правдивая, соответствующая жизненному опыту и научным данным передача реальности, как она есть (точнее, как она предстает перед человеком в его ощущениях). Изысканные условности поздней готики не удовлетворяют новые вкусы. Художники "нового стиля" с увлечением изучали античное искусство, которое помогало увидеть жизнь и реальную натуру полнокровными и полновесными и в то же время классически уравновешенными и соответствующими законам гармонии. Такие устремления в творчестве живописцев и скульпторов действовали и прежде, во времена живописца Джотто и ваятелей из семьи Пизано. Но только теперь, в эпоху кватроченто (так называется XV век по-итальянски), переживает свой несомненный и окончательный триумф новое искусство, позднее названное искусством Возрождения.

К середине XV столетия новое искусство набирает силу и распространяется по многим городам Италии. К плеяде выдающихся мастеров эпохи Возрождения и принадлежит флорентинец Андреа Верроккьо. Он не был столь решительным новатором, как великие скульпторы первой половины века — Донателло и Гиберти, открывшие новые пути в этом искусстве. Верроккьо не похож и на такого революционера в скульптуре, как Микеланджело, начавшего работать позднее, на пороге уже XVI века. Историческое место Верроккьо более скромно, но оно в высшей степени достойно уважения. Этот мастер является как бы одним из связующих звеньев между двумя периодами великих подъемов искусства скульптуры в эпоху Ренессанса. Он — наследник создателей ренессансной скульптуры, то есть мастеров первой половины века, и предшественник мастеров Высокого Возрождения, один из которых (Леонардо да Винчи) был прямым учеником Верроккьо.

Так называемый "новый стиль" уже существовал, и реализм Возрождения уже вступил в свои права, когда начал работать Верроккьо. С середины XV века во Флоренции своеобразную роль играла придворная среда, сильно воздействовавшая на художников. Правило городом семейство Медичи — одна из самых известных и блестящих династий Европы. Герцоги Медичи стремились окружить себя блестящими художниками и поэтами. Дворцовое меценатство, как правило, оказывало двоякое воздействие на искусство: придворные вкусы тяготели к изощренности, декоративности, хитроумной иносказательности, и эти склонности помогали одним художникам, но мешали другим, связанным с более простой и органичной реалистической традицией. Искусство Верроккьо отразило сложность этой ситуации.

Мастер был изначально привязан к утонченной декоративности, поскольку учился ювелирному ремеслу. Именно потомственные ювелиры эпохи Возрождения, занявшись скульптурой, оказали немалое влияние на развитие бронзовой литой пластики. Они умели пользоваться чеканкой и гравировкой, умели шлифовать металл и тонко понимали его специфику, и одним из лучших знатоков металла был Верроккьо. Бронза, с ее прочностью и стойкостью, дающая возможность с большой точностью отделывать детали, становится его главным материалом. "Ювелирность" скульптурного почерка художника проявилась впервые в его бронзовом литье, украшающем гробницу Джованни и Пьетро Медичи в церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Эта ранняя работа — образец изощренного декоративизма.

Связи скульптора с придворной аристократической средой герцогов Медичи и с ее вкусами выразились в особенности в статуе Давида (1473-1475) из Национального музея Флоренции. Отважный юный библейский пастух, победивший великана и отрубивший ему голову, изображен в видя изящного стройного юноши. Своей позой, костюмом он напоминает скорее танцора-виртуоза из придворного балета, чем бедного пастуха и героя-бойца. Мастерство Верроккьо в компоновке фигуры и выборе пропорций, в отделке поверхностей и деталей носит почти ювелирный характер, но вряд ли следует искать здесь нечто более глубокое.

Монументальная скульптура второй половины XV века во Флоренции (и всей Италии) не дала особенно крупных явлений. Более развивались другие жанры пластики: камерные портреты, небольшие статуэтки. Произведения большого масштаба и величественного звучания не интересовали рафинированный двор Медичи, а частные лица — богатые патриции — тоже предпочитали камерное изящество. В этой обстановке один только Верроккьо пытался противодействовать господствующим тенденциям и создать скульптурную группу большого размера и монументального характера. Это "Неверие Фомы" на фасаде церкви Ор Сан Микеле во Флоренции (1476-1483). Драматическая сцена встречи воскресшего Иисуса Христа со своим недоверчивым учеником Фомой, который не верит в чудесное воскресение и требует конкретных доказательств, — эта сцена приобретает вид сложной пространственной композиции и насыщается беспокойными движениями резких, смятых складок одеяний.

Художников итальянского Возрождения прежде всего и по преимуществу интересовал человек. Но такой антропоцентризм не означал отказа от религиозной сюжетики. Персонажи и сцены из Священного писания продолжали преобладать. Однако эти святые, апостолы и сам Иисус Христос не были похожи на мистических посланцев иного мира, какими они часто представали в искусстве готики.

Художники Ренессанса старательно изучали реальное человеческое тело, законы его строения, пропорций и движений. К концу XV столетия художники все чаще занимаются анатомическими исследованиями. Знание устройства человеческого тела изнутри — его костей, сухожилий, мышц — позволяло добиваться особой убедительности в изображении как обнаженных, так и одетых фигур, их движений. Однако такое углубление художников в изучение человеческого тела имело и такой побочный результат, как увеличение сухости в трактовке пластических масс. Андреа Верроккьо был как раз одним из тех, кто был особенно склонен к суховатой, подробной и точной отделке деталей фигуры, лица и костюма. Словно ощущая некоторую опасность с этой стороны, он пытался применить в качестве противовеса подчеркнуто героическое и монументальное начало.

Дробность деталей, с одной стороны, и преувеличенный пафос — с другой, чувствуются в конном памятнике Бартоломео Коллеони. Эта статуя создана в 1479-1490 годах и воздвигнута на одной из площадей Венеции. Коллеони был одним из кондотьеров, то есть предводителей наемных военных отрядов, служивших правителям Италии. С одной стороны — отважная личность, с другой — наемный солдат, продающий свои услуги тем, кто хорошо платит. Может быть, само противоречие личности затрудняло работу ваятеля и помешало целостности созданного им образа.

Могучий конь неудержимо рвется вперед, сурово и неумолимо лицо полководца, воинственно выдвинуто вперед левое плечо. Великолепные латы и вооружение отделаны в мельчайших деталях. Пышно оформлен постамент для бронзового всадника. Но более глубоких пластов в этом произведении искать не приходится. В сущности, перед нами не конкретная живая личность, а условный образ "могучего воина".

Возможности Верроккьо, его творческий диапазон весьма широки: от форсированной воинственности "Коллеони" до поэтического "Женского портрета" 1475 года из флорентийского Национального музея. Это чрезвычайно простой, без всяких претензий и преувеличений, и очень человечный портрет. Нежными, хрупкими пальцами молодая женщина прижимает к груди букетик цветов. Это придает особую женственность и душевную теплоту образу.

Автор всех этих столь разнообразных скульптур был и живописцем. Он — один из тех многогранных мастеров Воз рождения, которые проявили себя в разных видах искусства. Наиболее известна картина Верроккьо "Крещение Иисуса Христа" из музея Уффици во Флоренции. В построении композиции, в рельефной и "жесткой" проработке деталей чувствуется рука скульптора, привыкшего и любящего чеканить форму. Однако картина известна главным образом не своими художественными достоинствами (Верроккьо не выделяется в ряду многих видных флорентийских живописцев того времени). Важнее другое: известно, что его ученик, молодой Леонардо да Винчи исполнил в "Крещении" одну из фигур, а именно — коленопреклоненного ангела слева. Она, действительно, отличается своей живостью и живописной мягкостью от более сухих, жестких фигур Верроккьо. Возможно, что и пейзаж выполнен рукой Леонардо: он несколько похож на пейзажные фоны будущих картин этого художника. Ученик оказался непохожим на учителя и превзошел его. Но учеба у настоящего мастера не могла не дать свои плоды. Верроккьо был именно таким мастером.

А. Якимович
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.