делла Кверча, Якопо (1374-1438)
Блестящий расцвет итальянской скульптуры эпохи раннего Возрождения, или кватроченто, связан с творчеством четырех великих мастеров: флорентинцев Нанни ди Банко, Лоренцо Гиберти, Донателло и сиенца Якопо делла Кверча. Наиболее сложным и противоречивым было искусство делла Кверча, соединявшее готические средневековые традиции с новыми ренессансными принципами. О его жизни известно немного. Он родился в Сиене, учился у своего отца, знаменитого ювелира и резчика по дереву Пьеро д'Анджело, научившего сына ценить выразительность и красоту линейного рисунка. На вкус и мировоззрение художника огромное влияние оказала культурная среда его родного города, где на протяжении всего XV столетия господствовало готическое искусство с его утонченной, мистической красотой, хотя уже с начала XIV века в произведениях сиенских мастеров появились робкие попытки изображения сцен повседневной жизни, реальной природы, сельских работ. Сиена, богатая торговая республика, поддерживала отношения со многими странами, особенно тесными они были с Францией, где готика достигла наивысшего расцвета, что не могло не влиять на сиенское искусство.
Ранние работы скульптора не сохранились, о них известно из его биографии, написанной Джорджо Вазари. Когда Якопо было 19 лет, он в честь полководца Джованни д'Аццо Убальдини создал конный монумент, применив новый способ: деревянный каркас, закутанный в сено и паклю, он связал веревками и покрыл глиной. Статуя скоро разрушилась, но Кверча нашел технику создания скульптурных моделей в нужных размерах, которой впоследствии пользовались.
В 1401 году Кверча принял участие в конкурсе на лучший проект дверей флорентийского баптистерия, среди его соперников были Брунеллески, Донателло и Гиберти, последний и стал победителем. Эта поездка имела важное значение для творчества Якопо. Он впервые так близко увидел произведения, воплощавшие передовые гуманистические идеалы кватроченто, творения древнеримских мастеров. Из Флоренции скульптор вернулся в Сиену, где, как писал Вазари, "...продолжал бы работать, если бы чума, голод и распри сиенских граждан, бунтовавших неоднократно, не привели к смуте в этом городе, и не был бы изгнан Орландо Малеволти, под покровительством которого Якопо работал и получил на родине признание. Тогда он покинул Сиену и при помощи друзей добрался до Лукки, где синьором был Паоло Гвиниджи, для супруги которого, незадолго до того скончавшейся, он выполнил там в церкви Сан Мартино надгробие". Надгробие Иларии дель Карретто было поставлено художником в центре фамильной капеллы, оно невысоко, и поэтому хорошо видна статуя умершей молодой женщины, поза которой подчеркнуто неподвижна и симметрична. Прихотливые, мелкие складки одеяния окутывают ее хрупкую фигуру, у ног маленькая собачка — символ супружеской верности. Высокий воротник платья обрамляет тонкое лицо, прекрасное в своей отрешенности от земных волнений. Подобное композиционное и эмоциональное решение было найдено скульптором под влиянием готического французского искусства. И вместе с тем совершенно очевидны новые ренессансные устремления мастера, появившиеся в его творчестве после посещения Флоренции. Саркофаг выполнен из благородного мрамора, поверхность которого отполирована, его боковые стены украшены гирляндой из плодов и листьев, под тяжестью которых маленькие "путти" поворачиваются в разных направлениях, их пухлые фигурки динамичны и естественны. Объемные по пластике плоды гирлянды близки к реальной природе, с точным знанием анатомии исполнены детские фигурки. Это стремление к новому ренессансному познанию мира стало основным принципом в последующих работах скульптора. Во время бунта в Лукке в 1429 году, из-за ненависти к Паоло Гвиниджи, горожане, ворвавшиеся в церковь, готовы были разбить надгробие, но его совершенная красота остановила толпу.
Следующей работой скульптора, принесшей ему почетный титул приора, было оформление Фонте Гайя (1408-1419), что значит "источник радости". Он находился на центральной площади Сиены и служил для хранения свежей воды. Подобные водоемы были и в других городах Италии. Для того чтобы вода в них оставалась чистой, строили специальное сооружение, над созданием которого работали самые известные мастера, поскольку статуи и рельефы в иносказательной форме отражали историю города и прославляли его жителей. Для одной из трех стен, защищающих фонтан, Якопо выполнил одиннадцать рельефов, тщательно продумав их тематику. На центральном рельефе находилось изображение Мадонны и маленького Христа. Мария была покровительницей города, с двух сторон от нее располагались символические фигуры добродетелей, приписываемых сиенцам: Мудрость, Милосердие, Умеренность, Сила. Завершали композицию два рельефа: "Сотворение Адама" и "Изгнание из рая". Пятьсот лет произведение Кверча находилось на площади перед ратушей, за это время на поверхности появились трещины и многочисленные утраты. Лучше всего сохранились две статуи: Рея- Сильвия, сыновья которой Ромул и Рем основали Рим, а их брат Сенус — Сиену, и Акка Ларенция, давшая приют братьям. Согласно этой легенде, город не уступал по древности Риму, чем сиенцы очень гордились, вообще считая свой город самым красивым и богатым в Италии. Восторг сограждан перед творением Якопо был так велик, что его стали называть Якопо делла Фонте. Но ни почетный титул приора, ни преклонение не могли изменить натуры художника — жажда деятельности, приключений манила его в другие города. Он отправился в Лукку, где должен был выполнить ряд заказов для богатого купца Лоренцо Трента, среди них — алтарь для церкви Сан-Фредиано. Он состоял из пяти арок, разделенных изящными колоннами с пышным готическим завершением, в которых стоят святые, в центре сидящая Мадонна с маленьким Христом, одеяние окутывает ее мягкими складками. Вместо средневековой царицы небесной художник создал образ, полный любви и нежности. "Это произведение создал Якопо (сын) Петра из Сиены. 1422 год" — гордо написал мастер на постаменте статуи Марии.
В 1425 году Кверча начал сооружение портала церкви Сан-Петронио в Болонье. Работа продвигалась медленно, он долго искал материал: истрийский камень, который особенно любил, и красный мрамор. За тринадцать лет Якопо успел закончить две статуи: Мадонны и св. Петрония, пятнадцать рельефов на библейские темы и восемнадцать с изображениями пророков. Тематика рельефов традиционна и возникла еще в искусстве средних веков, цель ее — рассказать о грехопадении человека и искупительной жертве Христа. Но идейный смысл, который скульптор вложил в решение каждой сцены, был найден им в результате глубоких размышлений о назначении человека. Композиция каждого рельефа предельно лаконична, почти отсутствует пейзаж, все внимание сосредоточено на человеческой личности. В "Сотворении Адама" бог предстает как мудрый творец, пробудивший к жизни прекрасного и сильного Адама, а не как мистическая фигура, из праха сотворившая человека. Если Адам встанет, то ростом окажется равным создателю — прием недопустимый в средневековом искусстве и появившийся в эпоху Возрождения. Главная задача всех композиций — прославить мужественного, свободного в своем выборе человека. В рельефе "Грехопадение" в центре поднимается райское дерево познания, ствол которого обвивает змей-искуситель с человеческой головой, с двух сторон стоят Адам и Ева. У нее нежное, полное чувственной красоты тело, она чуть отклоняется в сторону, слегка испугана, но рука уже срывает яблоко. У Адама широкие плечи, мускулистый торс, он уверенно стоит на земле, и за его физической мощью угадывается энергичность и активность натуры. Произведения Якопо делла Кверча поражали современников, но последователей у него не было, что довольно часто происходило с великими мастерами во все эпохи. Один из исследователей творчества Кверча писал: "В действительности Кверча имел лишь одного ученика, но и тот заставил себя ждать целое столетие. Это был Микеланджело".