10.12.2012

Мирзоян, Ашот Оганесович (1913-1986)

История армянского театра, ведущая свое происхождение от античности, насчитывает более двух тысячелетий. Проходили века, менялись спектакли и актеры, но по-прежнему магический мир театра притягивал многие поколения армянского народа.

Замечательны достижения армянских художников в области театрально-декорационного искусства. Уже в начале XX века в театрах России вместе с В. Э. Мейерхольдом, К. Марджановым, А. Таировым работала целая плеяда талантливых армянских театральных художников. Работам В. Суренянца, А. Таманяна, Г. Якулова, М. Сарьяна столичная критика давала заслуженно высокую оценку. Им наследовал в советское время целый ряд современных армянских сценографов.

Деятельность Ашота Оганесовича Мирзояна приходится на 40-50-е годы, когда на армянской сцене, как и в советском театре вообще, господствовала реалистическая живописная декорация. Творчество Мирзояна, развивавшее эту линию театрально-декорационного искусства, оставило заметный след в истории армянского театра.

Мирзоян, подобно многим другим мастерам советской армянской сцены, получил художественное образование в России, в Ленинграде. Будущий художник-декоратор осваивал начатки мастерства не только в классах училища, но и непосредственно на спектаклях знаменитых театров и театральных студий Ленинграда.

В 1938 году, после окончания учебы, полный творческих замыслов художник приезжает в Ереван. Отныне именно с этим городом будет связана его дальнейшая творческая жизнь. Здесь, в Ереванском ТЮЗе, он приступает к работе над оформлением спектаклей для детей и юношества. Театральная критика того времени особенно отмечала декорации Мирзояна к спектаклям "Азаран-Блбул" — народной сказке в обработке армянского классика О. Туманяна, "Мнимый больной" Мольера и "Зоя" А. Ягджяна. Камерная сцена ТЮЗа, разнообразие тематики стали хорошей школой для молодого художника. Но Мирзоян всегда мечтал о монументальных живописных ансамблях, стремился к большой сцене.

Подлинный расцвет творчества Мирзояна всецело связан с его деятельностью в Ереванском театре оперы и балета имени А. Спендиарова. Он приходит сюда в начале 40-х годов, затем становится главным художником театра. Уже в 1942 году Мирзоян приступает к работе над "Отелло" Дж. Верди и за период с 1942 по 1953 год оформляет около десяти спектаклей. Это пьесы классического репертуара: "Отелло" Дж. Верди, "Богема" и "Тоска" Дж. Пуччини, "Евгений Онегин" и "Мазепа" П. И. Чайковского, оперы армянских композиторов: "Героиня" А. Степаняна, "Ануш" А. Тиграняна, балет "Хандут" А. Спендиарова. Он не прерывает связей с ТЮЗом, где в 1943 году оформляет спектакль "Сын Родины". В 1946 году его приглашают в Ереванский театр музыкальной комедии для работы над спектаклем "Большая свадьба" А. Тиграняна.

Большая сцена предъявляла свои требования к художнику, но и открывала более широкие возможности в работе с театральным пространством, увеличивала спектр живописно- изобразительных средств, разрешала более интересные световые построения в спектакле. Примером интересного пространственно-образного решения спектакля может служить эскиз Мирзояна к национальной опере "Героиня" А. Степаняна (1951). Перед зрителем открывается величественный вид на сияющие, освещенные солнцем горы вдали и цветущую долину, на высокие, мощные уступы скал на первом плане, являющиеся прекрасными игровыми площадками для актеров. Художник создает иллюзию пространства и глубины на сцене, блестяще исполняя важную часть декорационной работы. Эскиз передает ощущение простора, света и мощи, созвучных основной теме пьесы. Благодаря такому оформлению игрового пространства мизансцены спектакля воспринимаются как акты античного действа. Художник становится активным участником постановочного процесса, помощником режиссера. Такое стремление к содружеству заметно в творчестве Мирзояна. Иногда именно изобразительная тема становилась ведущей темой спектакля. Так, в глубоко поэтичном оформлении оперы "Ануш" Тиграняна (1955) художник создает скорбный образ плакучей ивы, проходящий через все действия как символ трагической судьбы девушки. В декорациях к балету "Хандут" на музыку А. Спендиарова (1953) формы и орнамент армянской архитектуры способствуют решению национально-исторической темы, создавая романтически приподнятый образ спектакля.

Начиная с 40-х годов Мирзоян не раз принимал участие в художественных выставках, проходивших в Армении и за ее пределами. Вместе с М. Сарьяном, С. Агаджаняном, С. Оганесяном и другими талантливыми армянскими художниками он показывает свои работы на Юбилейной выставке изобразительного искусства Армении за XX лет, состоявшейся в 1940 году в Доме художников Армении в Ереване. В первые годы войны многие художники обратились к военной тематике, сделав своим оружием искусство. В героических эпизодах Отечественной войны, в самоотверженных подвигах советских людей искали они темы для своих произведений. Именно эта тематика доминировала на двух выставках, состоявшихся в Ереване в 1941 — 1942 и в 1943 годах, — "Советские художники Армении — Великой Отечественной войне" и Выставке работ художников театра, исполненных за время Великой Отечественной войны. Мирзоян был участником этих выставок.

Кроме ежегодных отчетных показов, Мирзоян демонстрировал свои произведения на межреспубликанской выставке в Москве в 1954 году, на выставке театральных художников, состоявшейся в 1955 году также в Москве, на выставке изобразительного искусства Армении в связи с Декадой литературы и искусства АрмССР, проходившей в Москве в 1956 году.

За свою плодотворную деятельность Мирзоян удостоен почетного звания заслуженного деятеля искусств Армянской ССР, ему присуждена Государственная премия СССР.

Е. Любимова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.