Мирзоян, Ашот Оганесович (1913-1986)
История армянского театра, ведущая свое происхождение от античности, насчитывает более двух тысячелетий. Проходили века, менялись спектакли и актеры, но по-прежнему магический мир театра притягивал многие поколения армянского народа.
Замечательны достижения армянских художников в области театрально-декорационного искусства. Уже в начале XX века в театрах России вместе с В. Э. Мейерхольдом, К. Марджановым, А. Таировым работала целая плеяда талантливых армянских театральных художников. Работам В. Суренянца, А. Таманяна, Г. Якулова, М. Сарьяна столичная критика давала заслуженно высокую оценку. Им наследовал в советское время целый ряд современных армянских сценографов.
Деятельность Ашота Оганесовича Мирзояна приходится на 40-50-е годы, когда на армянской сцене, как и в советском театре вообще, господствовала реалистическая живописная декорация. Творчество Мирзояна, развивавшее эту линию театрально-декорационного искусства, оставило заметный след в истории армянского театра.
Мирзоян, подобно многим другим мастерам советской армянской сцены, получил художественное образование в России, в Ленинграде. Будущий художник-декоратор осваивал начатки мастерства не только в классах училища, но и непосредственно на спектаклях знаменитых театров и театральных студий Ленинграда.
В 1938 году, после окончания учебы, полный творческих замыслов художник приезжает в Ереван. Отныне именно с этим городом будет связана его дальнейшая творческая жизнь. Здесь, в Ереванском ТЮЗе, он приступает к работе над оформлением спектаклей для детей и юношества. Театральная критика того времени особенно отмечала декорации Мирзояна к спектаклям "Азаран-Блбул" — народной сказке в обработке армянского классика О. Туманяна, "Мнимый больной" Мольера и "Зоя" А. Ягджяна. Камерная сцена ТЮЗа, разнообразие тематики стали хорошей школой для молодого художника. Но Мирзоян всегда мечтал о монументальных живописных ансамблях, стремился к большой сцене.
Подлинный расцвет творчества Мирзояна всецело связан с его деятельностью в Ереванском театре оперы и балета имени А. Спендиарова. Он приходит сюда в начале 40-х годов, затем становится главным художником театра. Уже в 1942 году Мирзоян приступает к работе над "Отелло" Дж. Верди и за период с 1942 по 1953 год оформляет около десяти спектаклей. Это пьесы классического репертуара: "Отелло" Дж. Верди, "Богема" и "Тоска" Дж. Пуччини, "Евгений Онегин" и "Мазепа" П. И. Чайковского, оперы армянских композиторов: "Героиня" А. Степаняна, "Ануш" А. Тиграняна, балет "Хандут" А. Спендиарова. Он не прерывает связей с ТЮЗом, где в 1943 году оформляет спектакль "Сын Родины". В 1946 году его приглашают в Ереванский театр музыкальной комедии для работы над спектаклем "Большая свадьба" А. Тиграняна.
Большая сцена предъявляла свои требования к художнику, но и открывала более широкие возможности в работе с театральным пространством, увеличивала спектр живописно- изобразительных средств, разрешала более интересные световые построения в спектакле. Примером интересного пространственно-образного решения спектакля может служить эскиз Мирзояна к национальной опере "Героиня" А. Степаняна (1951). Перед зрителем открывается величественный вид на сияющие, освещенные солнцем горы вдали и цветущую долину, на высокие, мощные уступы скал на первом плане, являющиеся прекрасными игровыми площадками для актеров. Художник создает иллюзию пространства и глубины на сцене, блестяще исполняя важную часть декорационной работы. Эскиз передает ощущение простора, света и мощи, созвучных основной теме пьесы. Благодаря такому оформлению игрового пространства мизансцены спектакля воспринимаются как акты античного действа. Художник становится активным участником постановочного процесса, помощником режиссера. Такое стремление к содружеству заметно в творчестве Мирзояна. Иногда именно изобразительная тема становилась ведущей темой спектакля. Так, в глубоко поэтичном оформлении оперы "Ануш" Тиграняна (1955) художник создает скорбный образ плакучей ивы, проходящий через все действия как символ трагической судьбы девушки. В декорациях к балету "Хандут" на музыку А. Спендиарова (1953) формы и орнамент армянской архитектуры способствуют решению национально-исторической темы, создавая романтически приподнятый образ спектакля.
Начиная с 40-х годов Мирзоян не раз принимал участие в художественных выставках, проходивших в Армении и за ее пределами. Вместе с М. Сарьяном, С. Агаджаняном, С. Оганесяном и другими талантливыми армянскими художниками он показывает свои работы на Юбилейной выставке изобразительного искусства Армении за XX лет, состоявшейся в 1940 году в Доме художников Армении в Ереване. В первые годы войны многие художники обратились к военной тематике, сделав своим оружием искусство. В героических эпизодах Отечественной войны, в самоотверженных подвигах советских людей искали они темы для своих произведений. Именно эта тематика доминировала на двух выставках, состоявшихся в Ереване в 1941 — 1942 и в 1943 годах, — "Советские художники Армении — Великой Отечественной войне" и Выставке работ художников театра, исполненных за время Великой Отечественной войны. Мирзоян был участником этих выставок.
Кроме ежегодных отчетных показов, Мирзоян демонстрировал свои произведения на межреспубликанской выставке в Москве в 1954 году, на выставке театральных художников, состоявшейся в 1955 году также в Москве, на выставке изобразительного искусства Армении в связи с Декадой литературы и искусства АрмССР, проходившей в Москве в 1956 году.
За свою плодотворную деятельность Мирзоян удостоен почетного звания заслуженного деятеля искусств Армянской ССР, ему присуждена Государственная премия СССР.