10.12.2012

Хоббема, Мейндерт (1638-1709)

Творчество немногих голландских художников пользовалось в последующие века такой любовью и популярностью, как произведения Мейндерта Хоббемы. Секрет очарования заключается в том, что мажорные пейзажи Хоббемы привлекают зрителя сразу, радуя глаз искрящимися красками и изяществом рисунка. Они не требуют длительного, сосредоточенного постижения, глубокого сопереживания — достоинства картины видны с первого взгляда, и более внимательное рассмотрение только подтверждает первое впечатление. Пейзажи художника раскрывают обаяние природы, близкой человеку, цветущей и приветливой, как будто откликающейся на радости его повседневного бытия.

Между тем к самому художнику судьба не была столь благосклонной. Хоббема жил и работал в Амстердаме и не принадлежал к любимцам амстердамского патрициата. После женитьбы художник был вынужден поступить на службу мелким чиновником городской таможни, так как не мог обеспечить существование семьи своим искусством. Умер Хоббема в бедности. Но уже через несколько десятилетий после его смерти за те пейзажи, что приносили художнику по 20 флоринов, платили до 130 тысяч.

Хоббема был самым талантливым учеником замечательного пейзажиста Якоба ван Рейсдала, с которым и много лет спустя после окончания обучения его связывала искренняя дружба. Первые работы Хоббемы выдают сильную зависимость от произведений Рейсдала, картины и офорты которого он почти буквально повторял. Однако уже в них проявляется творческая индивидуальность молодого пейзажиста. Во-первых, Хоббема выбирает из разностороннего искусства учителя только один вид пейзажа, а именно лесной пейзаж. Во-вторых, сравнение произведений двух мастеров показывает, что одни и те же мотивы художники трактуют различно. Рейсдал ищет возможности героизировать и монументализировать природу, стремится к максимальной концентрации образа; Хоббема по складу дарования лирик, он наделяет те же мотивы камерностью, отчасти их идеализирует и, делая композицию более рассредоточенной, дает возможность полюбоваться каждым из них. Именно таков характер отличий картины Хоббемы "Деревья у воды" (Лугано-Кастаньола, собрание барона Тиссен-Борнемиса) от рейсдалевского офорта "Путешественники", который она почти точно передает.

Для творчества художника характерен определенный круг излюбленных пейзажных сюжетов. Хоббема часто пишет водяную мельницу, скрывающуюся под сенью деревьев ("Мельница", Париж, Лувр), опушку леса ("Пруд в лесу", Лондон, собрание Уоллес), лесную дорогу, ведущую к хижине ("Пейзаж", Лейпциг, Музей изобразительных искусств). В лесных пейзажах Хоббемы нет ничего таинственного и пугающего — они приятны и приветливо открыты людям. Несвойствен им и символический или этический подтекст — содержание произведений Хоббемы составляет изображение природы во всей конкретности и наглядной осязательности ее облика.

Обращение к показу близкой, повседневной природы было завоеванием голландских пейзажистов первой половины XVII века, причем ее будничность подчеркивалась сдержанным тональным колоритом, передающим рассеянный свет пасмурного дня и влажный воздух низинных земель. Хоббема был одним из немногих мастеров голландского пейзажа, которые изображали национальный ландшафт в солнечную погоду. Лучи солнца обычно заливают средний план картины, высветляя изнутри листву раскидистых деревьев и создавая богатую игру оттенков зелени — от янтарно-желтого и буро-коричневого до изумрудного и густого темно-зеленого тона. Среди пышной растительности проглядывает ярко-красная черепица зданий, а в просветах между деревьями виднеется чистая голубизна неба с легкими бело-золотистыми облаками. Звучная красочная гамма создает специфическое отличие пейзажей Хоббемы, придавая его произведениям жизнерадостный характер.

Обращают на себя внимание те пластическая убедительность и материальная телесность, с какими трактованы все элементы пейзажа. За этим стоит хорошее знание натуры, изучавшейся художником в многочисленных рисунках. Однако в живописи Хоббема не следует прямо натурным зарисовкам, он комбинирует мотивы, со вкусом подбирая удачные сочетания. Художник приглушает звучание центрального мотива, включая в поле зрения все новые подробности пейзажной картины. Продуманное композиционное решение, яркий колорит, нарядный рисунок крон деревьев служат декоративному перевоплощению природы в пейзажах Хоббемы. не лишая ее, однако, впечатления естественности.

Основной период творчества художника охватывает 1660-е годы. После 1669 года его деятельность сокращается, вероятно, в связи с поступлением на службу, что все же не препятствует появлению значительных работ. Именно в это время возникло наиболее известное произведение художника "Аллея в Мидделхарнисе" (1689, Лондон, Национальная галерея). Замысел картины существенно отличается от обычных пейзажей художника. Он вдохновлен топографически достоверным видом и отмечен смелостью композиционного решения. По самому центру в резком перспективном сокращении уходит вдаль аллея тонких деревцов, четко разделяя пейзаж на три части; из глубины навстречу зрителю по дороге движется человек с собакой. В картине соединяются особенности перспективного вида и панорамы. Откровенно декоративная композиция "Аллеи в Мидделхарнисе" предвосхищает пейзаж XVIII века. К чувству безмятежного покоя, разлитого в пейзаже, примешиваются новые для Хоббемы нотки элегической грусти.

Из голландских пейзажистов второй половины XVII века Хоббема наиболее значительный мастер. Его творчество в известном смысле подводит итог развитию голландского пейзажа в течение столетия. Искусство Хоббемы было подготовлено достижениями многих голландских художников: в нем отразились и рембрандтовское очеловечивание природы, и пленэрные искания Пауля Поттера, и разработка темы лесного пейзажа Якобом ван Рейсдалом. Но историческое значение творчества живописца не ограничивается тем, что искусство Хоббемы представляет "заключительный аккорд голландского пейзажа "золотого века"". Оно содержит импульсы для дальнейшей эволюции жанра. Художник расстается с возвышенным и обобщенным взглядом на природу, истоки которого лежат в искусстве Ренессанса; вместо этого в его творчестве утверждается новый принцип восприятия природы в изменчивости ее свойств, во всей конкретности и дифференцированности ее облика. Полнота и цельность пейзажного видения сменяются камерностью и склонностью к декоративному; в то же время более явственное выражение получает эмоционально-лирическое переживание природы. Эти тенденции станут основными проблемами творчества пейзажистов XVIII -XIX веков, и неудивительно, что искусство Хоббемы вызывало пристальный интерес художников следующих поколений. Особенно большое значение оно имело для развития английской школы (кстати сказать, основная часть произведений художника сосредоточена в английских коллекциях). Искусство Хоббемы оказало влияние на пейзажное творчество Гейнсборо, на становление творческого метода Констебля.

Н. Маркова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.