Зале, Карлис (1888-1942)
Карл Федорович Зале — один из тех мастеров, в творчестве которых органично слились традиции национальной латышской и русской скульптурных школ. С одной стороны, влияние выдающегося латышского скульптора XX века Т. Залькална, с другой — учеба в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петрограде у Г. Р. Залемана (1915), впоследствии в Академии Художеств в Петрограде у А. Т. Матвеева (1917 — 1920). Именно этим органичным сплавом двух традиций объясняется то сочетание суровости и лиричности, мягкости, которое является характерной чертой творчества Карлиса Зале.
Самостоятельную творческую деятельность Зале начал после Великой Октябрьской революции. Скульптор принимает активное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды, создает памятники Добролюбову, Марксу, Гарибальди. Как и для многих скульпторов, для Зале участие в этой работе было подлинной школой профессионального мастерства. Героическое, гражданственное начало памятников, создававшихся в соответствии с планом монументальной пропаганды, было созвучно характеру дарования К. Зале. В бюсте Гарибальди, задрапированного в некое подобие римской тоги, — самой известной работе Зале, созданной в соответствии с планом монументальной пропаганды, — мастеру удалось придать портрету героический пафос.
В 1923 году Зале переезжает в Ригу и вскоре занимает ведущее место в латышской скульптуре.
Скульптор работает в станковой скульптуре, создав такие теперь известные работы, как горельеф "На борьбу" (1931), "Портрет рыбака" (1937), композицию "Рыбак" (1939).
Все же основные интересы К. Зале лежали всегда в области монументальной скульптуры. В 1924 году совместно с архитектором А. Бирзениеком Зале начинает работу над ансамблем Братского кладбища, посвященным жертвам первой мировой войны. После прихода в 1934 году к власти профашистского правительства работы были приостановлены, так что замысел Зале не был претворен полностью. Однако и то, что удалось осуществить, производит очень сильное впечатление. Исполнены скульптуры ансамбля из аллажского известкового туфа, материала, который скульптор очень любил и умел использовать все его художественные возможности.
В скульптурах Братского кладбища Зале использует язык высокой символики. Его образы — вне конкретного времени, они воплощают печаль латышского народа, оплакивающего своих павших сыновей. С девятиметровой высоты скорбно взирает на могилы павших бойцов Мать-Латвия.
Сочетание суровости и экспрессии сообщает эмоциональному звучанию ансамбля особую выразительность. Этот принцип повлиял на дальнейшее развитие искусства мемориального ансамбля в советской латышской скульптуре.
В 1930-е годы К. Зале (совместно с архитектором Э. Шталбергом) создает еще одно значительное монументальное произведение — памятник Свободы. Идея свободы нашла свое воплощение в образе женщины с поднятыми в патетическом и торжественном жесте руками. В поисках выразительности и лаконичности общего решения Зале обратился к скульптуре архаики.
Умение создавать образы, исполненные скорбного величия, обусловило высокий художественный уровень надгробных памятников К. Зале (памятник поэту А. И. Пумпуру на Лесном кладбище в Риге).
Карлис Зале вошел в историю латышского искусства не только как один из крупнейших скульпторов-монументалистов. Много сил он отдал педагогической работе. Из его мастерской в Латвийской Академии художеств, где он преподавал в 1936-1942 годах, вышел целый ряд талантливых представителей латышской советской скульптуры.