10.12.2012

Сальвиати, Франческо (1510-1563)

Неистощимая изобретательность, богатство художественной фантазии, виртуозное мастерство декоратора, артистическое владение рисунком — характерные черты творчества Франческо Сальвиати, одного из самых крупных, талантливых и влиятельных мастеров второго поколения итальянских маньеристов. Современник Джорджо Вазари и Бенвенуто Челлини, он сформировался в кризисные для Италии годы наступления феодальной реакции и расцвета крупных аристократических дворов. Его искусство в полной мере несет на себе отпечаток новых придворных вкусов, сменивших идеалы художественной культуры Возрождения.

Свидетель последних героических усилий Флоренции отстоять республиканские свободы и последовавшей затем реставрации Медичи (1530), торжественного въезда в Рим императора Карла V (1535), наемники которого разграбили Вечный город и лишили Италию политической независимости, Сальвиати связал свою творческую жизнь с двумя этими великими городами. Лишь ненадолго отправлялся он в другие центры, посетил Венецию, Мантую, побывал во Франции, но постоянно возвращался обратно — в свою родную Флоренцию и властно притягивающий его Рим.

Родившийся в городе, который стал исторической колыбелью Возрождения, Сальвиати, по флорентийской традиции, получил первые навыки ремесла у ювелира Диаччето, навсегда приобретя вкус к добротному, отточенному мастерству исполнения. Живописи он обучался в мастерских Буджардини, Андреа дель Сарто и Бандинелли, где подружился с Джорджо Вазари. В 1531 -1532 годах вместе с ним 20-летний юноша отправился в Рим. Вазари рассказывает, что оба они, пораженные художественным богатством Вечного города, с жадностью принялись рисовать все, что открылось их взорам, — памятники античной пластики, шедевры древней архитектуры, живопись мастеров Возрождения. И чтобы не терять времени даром, днем они рисовали с натуры, а по ночам копировали рисунки друг друга. Эти слова Вазари очень важны для понимания специфики искусства Сальвиати. Свидетельствуя о естественном для молодых художников стремлении изучить искусство прошлого и настоящего, они вместе с тем обнаруживают характерный для мастеров маньеристического направления эклектизм их художественного метода: в своей творческой практике эти мастера не столько обращались к отображению реальной действительности, сколько черпали уже готовые формы и решения в искусстве своих предшественников.

В Риме молодой мастер быстро обрел могущественных покровителей, в том числе родственника Козимо Медичи, кардинала Джованни Сальвиати, имя которого он стал носить. Деятельность художника с самого начала отличалась исключительным разнообразием. В 1535 году он принимает участие в оформлении празднеств в честь въезда императора Карла V, работает для Пьер-Луиджи Фарнезе, выполняя театральные декорации; круг его заказчиков постоянно растет, он включает представителей знатных семей Рима и Флоренции, венецианских и болонских монахов, маркграфов Бранденбургских, владельцев одной из капелл в римской церкви Санта-Мария дель Анима. Сальвиати делает рисунки для гравюр и книг, эскизы для ковров, ювелирных изделий, мебели, посуды, пишет многочисленные портреты, в том числе выдающихся людей своего времени, выполняет обширные фресковые декорации.

Важную роль в творческой судьбе Сальвиати играл двор Медичи. В 1539 году во Флоренции были устроены блистательные торжества в честь бракосочетания Козимо Медичи с испанской принцессой Элеонорой Толедской. Усилиями художников всех специальностей город приобрел новый, фантастический и праздничный облик; были возведены триумфальные арки, конные статуи, ложные перспективы; стены домов покрывала живопись, имитирующая античные барельефы. Сальвиати участвовал в оформлении празднества, и, по-видимому, тогда правитель Флоренции оценил его выдающиеся способности. Свидетельством тому стало приглашение Сальвиати для работ по украшению Палаццо Веккьо. Декорация этого здания — целая глава в истории флорентийского искусства XVI века. Женившись на Элеоноре Толедской, Козимо I оставляет дворец Медичи (сейчас Медичи-Риккарди), где жили его предки, и начинает переустройство Палаццо Веккьо под свою личную резиденцию. Это грандиозное предприятие носило откровенно политический характер: герцог хотел, чтобы символ старой Синьории стал выражением мощи его господства.

Для реконструкции и украшения старого дворца по канонам нового вкуса были приглашены лучшие современные художественные силы Флоренции. С 1540 года там работает Бронзино, с 1544 — Сальвиати. Зрелый и опытный мастер, достигший расцвета и уже прославивший свое имя живописца фреской для Оратория Сан-Джованни Деколлато в Риме (1538), Сальвиати расписал в Палаццо Веккьо обширный зал Аудиенций. Созданный им цикл фресок носил ярко выраженный аллегорический характер: в сценах подвигов римского полководца Камилла, избранных темой декорации, изображался триумф самого Козимо, подчинившего себе народ Тосканы. Роспись Сальвиати, изобилующая литературными подтекстами, археологическими реминисценциями, учеными аллегориями, произвела огромное впечатление на флорентинцев как пример новой для них, "римской" манеры живописи. Яркий, локальный цвет фрески, пульсирующая активность пластической лепки, строгая четкость сложнейшего рисунка делали ее похожей на классические барельефы, обнаруживая увлечение Сальвиати искусством позднего Рафаэля и его мастерской. Пышная декоративность, динамика композиционной структуры, экстравагантная выразительность целого дают основание видеть в работе Сальвиати один из шедевров монументально-декоративной живописи Италии середины XVI века.

Деятельность художника для Палаццо Веккьо не ограничивалась живописью. Он по-прежнему много работает в области прикладного искусства. В 1546 году при медичейском дворе были созданы ткацкие мастерские, для которых художник выполнил множество первоклассных рисунков, поражающих ювелирной тонкостью и богатейшей фантазией. Вытканные по ним ковры также украсили стены герцогской резиденции.

Поздний период творчества Сальвиати неразрывно связан с Римом, куда он возвращается в 1548 году и где остается до конца жизни. Лишь в 1555-1556 годах художник совершает короткую поездку во Францию, для работ в замке Дампьер. Уже первое крупное произведение Сальвиати в Риме — декорация капеллы Палио в Палаццо Канчеллерия (1548-ок. 1550) — обнаруживает решительный перелом в его стиле. Если раньше кумиром мастера был Рафаэль, то отныне он стремится вдохнуть в свои произведения героический и мощный дух Микеланджело, неисчерпаемого источника вдохновения для маньеристов последующих поколений.

Лучшей работой Сальвиати этого периода стал цикл фресок в Палаццо Риччи-Саккетти на тему истории Давида, настоящий шедевр декоративного убранства дворцового интерьера. Словно богато орнаментированные шпалеры, фрески покрывают поверхности стен с типичными для маньеризма иллюзионистическими эффектами. Действие сцен развертывается в сложных иррациональных пространствах. Мощная пластика Микеланджело соединена здесь с изысканностью каллиграфического рисунка, сообщающего образам особую чувственную прелесть. Главенствующим становится линейный ритм композиций, то стремительный, то прихотливый, уподобляющий изображение причудливой арабеске.

В последние годы жизни Сальвиати работает в Палаццо Фарнезе. И вновь в сложных аллегориях и мифологических сценах кисть художника воспевает историю знатной римской семьи. Но мода на его искусство уже прошла. Новое поколение мастеров вышло на художественные подмостки Рима. И в последней работе мастера, не согретой живым чувством, молодым темпераментом и задором, остро ощущаются вялость, холод, стремление к внешнему эффекту.

М. Иванова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.