10.12.2012

Лингнер, Макс (1888-1959)

Макс Лингнер был счастливым художником и счастливым человеком. Поколению художников, к которому он принадлежал, повезло в том, что их искусство было полностью созвучно эпохе, было понятно тем, для кого они работали.

Художник родился в 1888 году в Лейпциге. С шестнадцати лет он работал в вечерних классах Лейпцигской графической Академии, затем учился в Академии художеств в Дрездене. Он не сразу определил свой путь в искусстве, свою главную тему.

Первая мировая война во многом определила политические взгляды Лингнера, его место "по эту сторону баррикад", он стал участником революционного восстания в Киле в 1918 году.

Если война сделала его гражданином, определила его политические взгляды, то своим становлением как художника он обязан Парижу. Это была его вторая поездка (середина 20-х гг.), в первый раз он ездил в Париж незадолго до первой мировой войны. Париж притягивал в те годы многих художников. Лингнер не был исключением, он поехал в Париж, оказавшись в тупике, а точнее, на распутье, в поисках новой формы. Поначалу ему не везло. Никто в Париже им не интересовался, признание и слава обходили молодого художника. Макс Лингнер "завоевал" Париж совсем иначе, чем представлял себе. Он писал позже: "В Париж я поехал в поисках французского искусства, а нашел французский народ!"

Случилось так, что художник написал письмо редактору газеты "Монд", в котором доказывал и утверждал важность и необходимость искусства. Редактор вместо ответа предложил Максу Лингнеру сотрудничество в газете. Он писал: "Если Вы так думаете, то приходите и работайте с нами над газетой "Монд"". Редактора звали Анри Барбюс.

С этого момента началась активная, целеустремленная работа в газете. Дни были до отказа наполнены работой в редакции и рисованием, а ночи — живописью. Ежедневно газета выходит снабженная 5-6 рисунками, подписанными "Линг". Художник часто работал непосредственно для номера, идущего в набор, его участие в выпуске газеты было огромно. Скоро его рисунки стали знаменитыми, их перепечатывали коммунистические газеты разных стран, они расходились по всему миру. Так Макс Лингнер нашел своего зрителя, признание миллионов. Он сам называл свое искусство "управляемым" и гордился этим. Мнением своих зрителей, читателей "Монд", он чрезвычайно дорожил. Макс Лингнер относился к своей работе очень требовательно, критически. "Художник должен быть проникнут сознанием, что лишь то искусство будет понято зрителем, которое создано не только с большим профессиональным мастерством, не только карандашом и краской, но и кровью сердца", — писал Лингнер позже.

Художник рисует все время, создавая быстрые, выразительные зарисовки. Рисуя, он изучает людей, простых парижан, толпу, движение. Однако его рисунки, наброски не несут характера жанровых сценок, забавных анекдотических сюжетов, "социального мотива". В них видно стремление к синтезу, обобщению. Быстрый, стремительный, как бы "незаконченный" рисунок Лингнера обобщенно и бегло намечает форму, которая угадывается, домысливается. Художник работает пером, лишь кое-где подчеркивая, намечая форму размывкой, растушевкой. В этом обобщении, отказе от мелочей, деталей очевидно стремление художника к большой форме, к монументальному искусству.

Всему миру стал известен плакат "Линга "Мадрид 1937"". Молодая испанка в отчаянии прижимает к себе ребенка. В образе женщины Макс Лингнер изобразил страдающую Испанию. Так незначительный сюжет, набросок, как бы "схваченный" с натуры, становится основой большой работы, монументального образа, символа.

В годы, когда нависла над Европой черная туча фашизма, художник не мог находиться в стороне от событий. В 1934 году Лингнер вступает в ряды Компартии Франции.

После смерти Барбюса "Монд" перестает существовать. Макс Лингнер работает в журнале "Авангард", а год спустя его приглашают в газету рабочих "Юманите". К этому времени относятся интересные работы Лингнера по оформлению ежегодных праздников газеты "Юманите", устраивающихся газетой в пригороде, так называемом "красном поясе" Парижа. Сюда, на праздник своей газеты стекались тысячи рабочих и людей, сочувствующих идеям коммунизма. Популярность "Юманите" в эти годы огромна. Макс Лингнер пишет гигантские панно-декорации для праздников. Здесь художнику помогла его многолетняя деятельность газетчика. И газетный рисунок, и огромная декорация — однодневки. При кажущемся различии в них много общего: скупая, но выразительная форма, большие, многофигурные композиции, динамизм, движение. Декоративные панно Макса Лингнера, яркие, красочные, были просты, понятны, наглядны, раскрывали определенную идею. В этих декорациях с большой силой проявился оптимизм Лингнера, его вера в человека, в его возможности, в светлое будущее человечества. Художник не просто изображал жизнь, он стремился ее изменить, активно в нее вмешаться. Во время оккупации Парижа в числе других патриотов Лингнер попадает в концлагерь Гюр, откуда художник бежал и вступил в ряды Сопротивления. И в лагере, и в отряде он продолжает работать. Часть рисунков удалось спасти, они стали документами, обличающими фашизм.

После освобождения Франции, после победы над фашизмом Макс Лингнер, считая, что его место отныне на родине, уезжает в Германию. Им движет патриотическое стремление быть полезным в создании нового немецкого искусства. Несмотря на тяжелое состояние здоровья, художник много работает, преподает в Высшей художественной школе в столице ГДР. К этому времени относятся его большие монументальные работы — стенные росписи, серии, посвященные важнейшим событиям истории Германии: Великой крестьянской войне 1525 года, революции 1848-1849 годов, революции ноября 1918 года. Над этими большими сериями художник работал до самой смерти, не желая поддаваться болезни.

Макс Лингнер любил повторять слова, сказанные когда-то великим Гете: "И кто не надеется, что его будут читать или смотреть миллионы, пусть лучше тогда совсем не пишет и не рисует". Эти слова стали девизом Макса Лингнера.

Е. Либман
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.