10.12.2012

Чижов, Матвей Афанасьевич (1838-1916)

Творчество Матвея Афанасьевича Чижова, автора многочисленных скульптурных композиций на темы из крестьянской жизни, близких по тематике искусству передвижников, изучено сравнительно мало.

Будущий скульптор родился в деревне Пудово в окрестностях Подольска близ Москвы, в крестьянской семье, где из поколения в поколение передавалось ремесло каменотеса. В год рождения сына Афанасий Чижов открыл на Немецком кладбище в Москве небольшую мастерскую, в которой высекал надгробные плиты. Когда Матвею исполнилось семь лет, отец забрал его из деревни в город. В 1855 году юноша поступил в Строгановское училище, где впервые серьезно познакомился со скульптурой. С 1857 по 1860 год он занимается скульптурой в Училище живописи и ваяния, в классе академика скульптуры, профессора Н. А. Рамазанова. автора капитального исследования "Материалы для истории художеств в России". Успехи молодого художника, ежегодно удостаивавшегося в Училище наград, не остались незамеченными: он приглашен для работы над скульптурными рельефами строившегося в Москве храма Христа-Спасителя, где по эскизам Рамазанова выполнил огромный рельеф "Сошествие в ад".

В конце 1860 года Чижов попадает в Петербург, где знакомится с М. О. Микешиным — одним из видных русских скульпторов-монументалистов, рисовальщиком, иллюстратором и живописцем. Молодой художник оказывается в числе многих, уже известных к тому времени скульпторов — среди них были Н. А. Лаврецкий, И. Н. Шредер, А. Л. Обер, Р. К. Залеман, — привлеченных Микешиным к сотрудничеству. К памятнику "Тысячелетие России" для Новгорода, проект которого был одобрен в 1859 году, Чижову было поручено исполнить небольшую модель сложного двухъярусного монумента, отличавшегося характерным для Микешина четким рисунком и красивым силуэтом, издали напоминавшим вечевой колокол. Одновременно Чижов участвовал и в работе над частями горельефного фриза, располагавшегося в нижнем ярусе памятника, изображавшего общественных деятелей и национальных героев России. Рельефные изображения Александра Невского и Дмитрия Донского, Ермака и Сусанина, Минина и Пожарского, Богдана Хмельницкого и Суворова, Корнилова и Кутузова, объединенные в связанные взаимной беседой группы, были не лишены известной театральности в позах и выражениях и оставались в рамках классических академических канонов. Эти навыки Чижов приобрел в Академии художеств, которую посещал в 1861 — 1867 годах. Его наставником стал Н. С. Пименов, бывший учителем и его сверстника Федора Каменского — к тому времени уже известного скульптора. В 1865 году Чижов удостоен малой золотой медали за академическую программу "Киевлянин с уздечкой" ("Подвиг молодого киевлянина", бронза, ГРМ). Сюжетом для скульптуры послужила легенда о подвиге юноши, который пробрался через лагерь врага из осажденного печенегами Киева и переплыл Днепр, чтобы сообщить о нападении неприятеля. Первое самостоятельное произведение Чижова отличается мастерской передачей движения бегущего юноши, обнаженная фигура которого вылеплена согласно строгим правилам академизма и сохраняет еще классицистические традиции, прочно удерживавшиеся в русской скульптуре XIX века.

В конце 1860-х годов Чижова, как и многих современных художников, особенно интересуют эпизоды отечественной истории. В 1866 году им были выполнены несохранившиеся скульптурные эскизы фигур Иоанна Грозного, Алексея Михайловича, Петра I и Екатерины II. Тогда же он вновь приступает к сотрудничеству с Микешиным, по проекту которого в Петербурге сооружался памятник Екатерине II. На долю Чижова выпало исполнение главной части монумента — фигуры Екатерины. Величественно стоящая, несколько громоздкая фигура императрицы в горностаевой мантии, с символами императорской власти — державой и скипетром, покоилась на высоком цилиндрическом постаменте, вокруг которого вереницей расположились девять фигур сподвижников Екатерины, выполненных по эскизам Микешина скульптором А. М. Опекушиным.

В конце 1868 года Чижов, окончивший Академию с большой золотой медалью за рельеф "Воскрешение сына наинской вдовы", отправляется пенсионером в Италию. Посетив Берлин, Дрезден, Мюнхен и Флоренцию, художник обосновался в Риме, где пробыл до 1873 года. В Италии он начинает работу над серией станковых произведений на темы из народной жизни. "Игра в жмурки" (мрамор, 1872, ГРМ) и "У колодца" (повторенная позднее в мраморе в натуральную величину) приносят ему в 1873 году звание академика.

Характерной особенностью скульптуры в художественной жизни России середины XIX века была гораздо меньшая ее значимость, чем в прошлом. Утрата синтеза скульптуры и архитектуры и усиление жанровых черт направили скульптуру на путь станковых форм. На смену понятным лишь немногим мифологическим героям и аллегорическим сценам эпохи классицизма в скульптуру, под воздействием живописи передвижников, привносятся новые сюжеты. Творчество Чижова характерно типичной для своего времени демократизацией содержания, жанровой трактовкой избираемых им будничных эпизодов народной жизни. Его стремление к поиску бытового типа, как и у большинства скульпторов, идет в ущерб пластическим задачам; материал у Чижова остается чисто пассивным носителем формы, не претендующим на ее конструктивную обусловленность.

Всеми отмеченными недостатками грешит и популярная в те годы жанровая сцена "Крестьянин в беде" (1873, мрамор, ГТГ и бронза, ГРМ), которая обеспечила скульптору полное признание художников-передвижников, пригласивших Чижова участвовать во второй выставке Товарищества. Эта сцена, представляющая драму крестьянина-погорельца, как и последующие народные сцены, с которыми Чижов выступал в противовес салонной скульптуре, несмотря на новизну их сюжета, отличались общей своей жанрово-сентиментальной направленностью, неизменным академическим педантизмом и дробностью в трактовке фигур, зачастую выполнявшихся из мрамора. Сценки Чижова пользовались популярностью в различных слоях русского общества; его крестьянская девочка "Резвушка" (1874, бронза, ГТГ) была установлена в царском парке "Ливадия".

Наряду с бытовым жанром скульптор обращался и к портрету. В 1870-х годах им были выполнены скульптурные портреты художников А. П. Боголюбова и И. К. Айвазовского, архитектора М. Е. Мессмахера, мраморный бюст композитора М. И. Глинки. В 1890-х годах Чижов вновь обращается к монументальной скульптуре. Вместе со старшим сыном архитектором М. М. Чижовым он участвует в конкурсе на памятники адмиралу П. С. Нахимову для Севастополя и Петру I на месте сражения со шведами у деревни Лесной в 1708 году.

Последние годы жизни (с 1879 года) Чижов преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге. С этого же времени он — скульптор-реставратор и хранитель Эрмитажа, непременный участник всех реставрационных комиссий, существовавших в те годы в Петербурге.

Чижов, ставший с 1893 года действительным членом Академии художеств, скончался в Петрограде 9 июня 1916 года. Вместе с М. М. Антокольским, Ф. Ф. Каменским и Е. А. Лансере он одним из первых подошел к современной тематике, став мастером сюжетной скульптуры, в которой пытался раскрыть характерные черты народной жизни. Имя Чижова по праву значится в числе родоначальников жанровой реалистической скульптуры.

Н. Семенова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.