Опекушин, Александр Михайлович (1838-1923)
6 июня 1880 года толпы народа стекались на Тверской бульвар, на ту его часть, что выходила на Тверскую улицу. Около двух часов дня, под пение "Славься!" М. И. Глинки, упала скрывавшая высокую фигуру холстина, и "перед всеми собравшимися на площади зрителями явилась простая, умная, с внимательным, тихим и задумчивым взором фигура Пушкина. Ни оглушительное "ура", раздававшееся на площади, ни гром музыки, ни махание шапками..., — вспоминал Глеб Успенский, — даже не подходили к тому новому и многозначительному, что внушала фигура поэта..."
К открытию памятника, состоявшемуся в день рождения поэта, были приурочены трехдневные юбилейные торжества. Концерты, заседания, знаменитые речи Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева о роли поэта в русской истории сделали эти дни незабываемым событием в жизни русского общества.
Но кто же был автором первого памятника великому "поэту земли русской", бывшего и первым в России памятником "лицу частному" вообще? "Кто в Москве знал, что Пушкин — Опекушина? Но Опекушинского Пушкина никто не забыл никогда. Мнимая неблагодарность наша — ваятелю лучшая благодарность", — эти слова Марины Цветаевой могут стать эпиграфом к биографии скульптора Александра Михайловича Опекушина, чей памятник сегодня известен каждому.
Судьба художника во многом схожа с судьбами прославленных русских живописцев, архитекторов и скульпторов XIX века. Родился Александр Опекушин на Волге, в деревне Свечкино близ Ярославля, в семье крепостных. С детства он любил лепить из глины, что, видимо, передалось ему от отца — лепщика и скульптора-самоучки, работавшего на бронзолитейном заводе англичанина Кохуна в Петербурге. С двенадцати лет юноша и сам начинает работать лепщиком. Недолго пробыв в артели лепщиков, он поступает на пять лет в мастерскую академика Иенсена, что находилась у Карпова моста. Давид Иванович Иенсен, сыгравший большую роль в судьбе художника, был родом из Дании. Ученик знаменитого Торвальдсена по Копенгагенской Академии, он в 1841 году переехал в Петербург, где остался до конца своих дней.
Работая в мастерской Иенсена, Опекушин посещает и его занятия в рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1862 году, по совету учителя, он представляет в Совет Академии художеств барельеф "Ангел, возвещающий пастухам рождество Христово". Получение серебряной медали дает возможность Опекушину, три года назад получившему вольную, стоившую 500 рублей, посещать вольноопределяющимся учеником скульптурный класс Академии, возглавлявшийся Иенсеном.
В 1862 году Опекушин впервые приглашен к работе над серьезным памятником. Он входит в группу скульпторов, помогавших М. О. Микешину в создании памятника "Тысячелетие России" для Новгорода. Участие Опекушина в работе над монументом, представлявшим собой высокий, подобный вечевому колоколу, двухъярусный постамент, который венчали фигуры ангела и коленопреклоненной женщины, олицетворявшей Россию, было незначительным: среди располагавшихся в нижнем ярусе горельефов с изображением русских государственных деятелей ему принадлежала фигура Петра I. Личность Петра и в дальнейшем привлекала внимание скульптора: в 1872 году он исполнил статую Петра I (бронза, ГТГ), за которую был удостоен звания академика. Он изобразил Петра сидящим на стуле в мундире Преображенского полка и огромных ботфортах, одной рукой царь облокотился о стул, другой указывает на план будущей столицы.
В 1867 году Опекушина вновь привлекает к сотрудничеству Микешин, выбрав его единственным из тех, кто участвовал в работе над новгородским памятником. Для памятника А. С. Грейгу, установленному в Николаеве, Опекушин вылепил фигуру самого адмирала, бывшего главнокомандующим черноморским флотом. Как и требовал микешинский проект, статуя адмирала в развевающемся плаще была помещена на высокой скале, сообщая некоторую романтическую героизацию всему памятнику.
Опекушин, проявивший в первых же работах склонность к монументальной скульптуре, не прерывает сотрудничества с Микешиным и в дальнейшем. К исполнению своих проектов, выполненных, как правило, в рисунке, Микешин, бывший живописцем и рисовальщиком, привлекал профессиональных скульпторов. Так было и при работе над памятником Екатерине II. На долю Опекушина выпало одно из наиболее трудоемких и ответственных заданий: вылепить в глине в натуральную величину все девять статуй сподвижников императрицы, размещавшихся вокруг высокого цилиндрического постамента, на котором покоилась массивная фигура Екатерины II. Знание екатерининской эпохи и выдающихся ее исторических личностей позволило скульптору создать блестящую портретную галерею деятелей русского государства XVIII века. Опекушин вместе с М. М. Чижовым, вылепившим статую Екатерины, и архитектором Д. И. Гриммом, стал равноправным автором памятника, открытого 24 ноября 1872 года в сквере перед Александринским театром в Петербурге.
Венцом творчества мастера, равно как и одним из выдающихся явлений в русской монументальной скульптуре второй половины XIX века, стала деятельность Опекушина по созданию в 1872-1880 годах памятника А. С. Пушкину. Памятник поэту было решено соорудить еще в 1860 году по случаю 50-летнего юбилея Царскосельского лицея. Первый, восьмимесячный конкурс состоялся в 1872 году. В следующем, 1873 году проходила выставка, на которой было представлено пятнадцать проектов, помещенных без оглашения имен авторов. Поощрительные премии жюри присудило Опекушину, П. Забелло и И. Шредеру. На новом конкурсе в 1874 году, где под девизами было выставлено девятнадцать проектов, премии вновь получили Опекушин и Забелло, соревнование между которыми продолжилось и в 1875 году.
От усложненных композиций первого конкурса, где несколько театральную фигуру задрапированного в плащ поэта окружали герои его знаменитых поэм, в 1876 году скульптор пришел к окончательному варианту, положенному в основу памятника. Победа Опекушина на конкурсе даже сегодня представляется бесспорной, ибо ему пришлось конкурировать с проектами, крайне слабыми художественно и композиционно надуманными, являвшимися характерным образцом общего упадка пластических искусств. Утрата синтеза архитектуры и скульптуры в конце XIX века придавала скульптуре все больший жанровый характер, ведя ее по пути развития исключительно станковых форм.
И в последующие годы не прекращается деятельность Опекушина как монументалиста: он — непременный участник и победитель многих конкурсов. После победы на международном конкурсе в 1881 году по его проекту воздвигнут памятник эстонскому ученому и естествоиспытателю К. М. Бэру (1886, Тарту, бронза, гранит). Монумент отличался реалистической трактовкой и предельной ясностью композиции: ученый представлен сидящим в глубоком кресле, задумчиво подперевшим лицо рукой. Был признан лучшим среди пятидесяти трех и проект Опекушина "Порыв" в конкурсе, объявленном в связи с 30-летием со дня смерти М. Ю. Лермонтова. Памятник Лермонтову, представляющий поэта сидящим на скале в виде пирамиды из крымского гранита, украшенной бронзовой лирой и венком, открылся на площади у собора в Пятигорске в 1889 году. В нем уже проступали черты творческого упадка.
Последние творения скульптора, пережившего небывалую славу своего Пушкина, — памятники Александру II и Александру III в Москве, стали, по словам современника, "вечной памятью о нелепом безвкусии высших сфер". В начале века, когда были воздвигнуты памятники Гоголю Н. А. Андреева, первопечатнику Ивану Федорову С. М. Волнухина и Александру III П. П. Трубецкого, творчество Опекушина было уже глубоким анахронизмом.
Художник встретил революцию 80-летним стариком. В 1919 году он покинул Москву и провел остаток своих дней в деревне Рыбинцы под Ярославлем, где умер 4 марта 1923 года и был похоронен на берегу Волги.