д'Артуа, Жак (1613-после 1686)
Голландская и фламандская живопись родилась в начале XVII века из единой нидерландской художественной культуры, в рамках которой северная и южная ветви общенидерландского искусства существовали на протяжении двух предшествующих столетий. Но как несхожи были эти две художественные школы, имеющие общие истоки! В голландской живописи сложилась развитая система жанров, в реалистических формах отображающая все многообразие окружающего мира. Развитие фламандского барокко было озарено гением Рубенса, чье могучее, жизнеутверждающее искусство находило воплощение в алтарных картинах, мифологических и аллегорических композициях монументального размаха. Сила воздействия рубенсовского искусства была столь велика, что оставляла мало возможностей для развития живописи в узкоспециализированных направлениях. Но все же и во Фландрии существовали художники, работавшие каждый в определенной области, и одним из немногочисленных пейзажистов был брюссельский живописец Жак д'Артуа.
Произведения Жака д'Артуа представляют пейзажи большого формата, идеального характера, обнаруживающие связь с традицией панорамного ландшафта XVI века. Идея "мировых панорам" XVI столетия заключалась в создании обобщенного образа грандиозного и бесконечного мироздания. Такой пейзаж являлся воображаемой картиной, скомпонованной из наиболее величественных мотивов природы и представляющей землю, как бы увиденную с высоты птичьего полета. Большую силу художественной выразительности придал этой схеме Питер Брейгель Старший (серия картин "Месяцы года", 1565, Вена, Художественно-исторический музей; гравюры серии "Больших пейзажей"). Опираясь на его творчество, художники конца века продолжили линию развития панорамного пейзажа. В их произведениях закрепился прием, мастерски использованный Брейгелем: вместо плавно сменяющихся трех горизонтальных планов художник выделял крупный первый план, от которого взгляд рывком переносился в бескрайние дали панорамы. На искусство пейзажистов рубежа XVI — XVII веков оказал влияние маньеризм, под воздействием которого облик природы в их картинах приобрел фантастический, бурный характер с сильным привкусом декоративности. Дальнейшее развитие у мастеров XVII века шло в направлении освобождения от крайностей маньеризма, наполнения традиционного типа пейзажной картины реалистическими впечатлениями. Преобразованный в таком духе панорамный пейзаж оставался главным видом пейзажной картины во фламандском искусстве XVII века. Он был основной формой в творчестве пейзажистов Лукаса ван Удена, Лодовейка де Ваддера и Жана Фукье, искусство которых близко произведениям Жака д'Артуа.
Пейзажи Жака д'Артуа написаны по характерной схеме: на первом плане выделено несколько крупных мотивов — группа деревьев, въезд в усадьбу, пруд с рощей на берегу, — а в просвете между ними открывается вид на далекую равнину, обрамленную на горизонте невысокими горами, лежащую где-то ниже уровня первого плана. Изображенный ландшафт имеет большое сходство с видами окрестностей Брюсселя — так "мировая панорама" находит воплощение в реальном земном пейзаже. В то же время картины художника нельзя рассматривать как топографически точные виды определенной местности, увиденной с разных точек зрения, — они сохраняют принцип комбинирования мотивов. Для первого плана художник часто использовал мотив оврага с бегущим по нему ручьем, просвета в лесной чаще, песчаного холма, поросшего кустарником. Более темное, как бы погруженное в тень, изображение первого плана подчеркивает светлые дали. Пейзажи Жака д'Артуа оживлены фигурками мифологического, библейского или жанрового стаффажа, написанными другими художниками, мастерами фигурной живописи (такое сотрудничество было широко распространено в художественной практике XVII века). Настоящим поэтом проявляет себя художник в изображении деревьев. Как правило, они составляют непременный элемент композиции первого плана. Написанные в более свободной и широкой манере, чем картина в целом, их кроны кажутся пронизанными воздухом; мазки жидкой, текучей краски обобщенно лепят вспушенную ветром листву, рисунок переплетающихся ветвей обладает скрытой динамикой. Еще ярче эти особенности видны в графических работах мастера, рисунки которого, выполненные карандашом и размывкой тушью, с большой легкостью и артистизмом воспроизводят уголки лесных пейзажей.
Жак д'Артуа был плодовитым художником, он работал быстро и легко; один из путешественников свидетельствует, что в конце XVII века видел в Брюсселе около ста картин мастера. Однако пейзажи принадлежали к низко оплачиваемым жанрам живописи, и при любви к широкому образу жизни художник умер в бедности. Имя его вскоре предали забвению, и только в настоящее время трудами искусствоведов вновь удалось восстановить картину его творчества, представляющего характерное проявление фламандской пейзажной живописи XVII века.