Скьявоне, Андреа (1510/15-1563)
В развитии венецианской художественной культуры середины XVI века, богатой выдающимися именами и яркими творческими дарованиями, важную роль сыграл талантливый живописец, гравер и рисовальщик Андреа Скьявоне. История сохранила немного сведений о жизни этого мастера. Самыми надежными остаются до настоящего времени те, что были собраны о нем по крупицам Карло Ридольфи, биографом венецианских художников.
Ридольфи сообщает, что Скьявоне родился в 1522 году в Далмации, бывшей в ту пору венецианской колонией. Но поскольку уже в конце 1540-х годов имя художника достаточно хорошо известно в Венеции (ему адресует одно из писем знаменитый публицист и писатель Пьетро Аретино), современные исследователи относят дату его рождения к более раннему времени, располагая ее между 1510 и 1515 годами. Прозвище Скьявоне, означающее славянин, живописец получил в Венеции, куда он приехал, по-видимому, в конце третьего десятилетия XVI века. Сказочный облик столицы Адриатики, ставшей после разгрома Рима в 1527 году и падения флорентийской республики в 1530-м последним в Италии мощным оплотом ренессансной культуры, властно притягивал к себе людей искусства — художников, писателей, гуманистов. Воображение молодого Скьявоне поразили пышный быт Венеции, праздничные толпы патрициев и простолюдинов, но главное — прославленные творения венецианских живописцев — Джорджоне, Тициана, Париса Бордоне. Скьявоне приехал в Венецию не новичком; предполагают, что еще совсем юным он побывал в Болонье, столице области Эмилия-Романья, где его родители, жившие в далматинском городе Дара, с давних пор имели некую собственность. В Болонье состоялось знакомство Скьявоне с искусством Пармиджанино, оказавшим огромное воздействие на формирование молодого художника. Он увлекся гравюрами и рисунками мастера из Пармы, изучал и копировал их, стремясь постичь рафинированный и отточенный язык Пармиджанино, изящество его одухотворенных образов, грациозную красоту произвольных и фантастических композиций. Не случайно, что первым самостоятельным опытом Скьявоне стала серия офортов на мифологические и библейские темы (1536 — 1538), отмеченная воспринятыми у Пармиджанино подвижной текучестью форм и элегантной линией силуэта.
В городе на лагуне, открыв для себя богатейшие традиции венецианской живописи и особенности венецианского колорита, Скьявоне вырабатывает глубоко индивидуальную изобразительную манеру. В ней причудливым образом соединились свобода мазка, поэтическая недосказанность живописного экспромта с утонченной динамикой графического строя. Таковы его ранние композиции "Святое семейство" из Лувра, аллегорические изображения "Астроном" и "Архитектор" из венского Музея истории искусств, "Поклонение королей" из миланской Амброзианы — подлинный шедевр молодого художника.
Искусство далматинца быстро завоевало в Венеции широкую популярность, заметно повлияв на творческое развитие многих местных живописцев. Оно казалось удивительно созвучным тем новым художественным настроениям, которые явились откликом на происходившие в Венеции в 1540-х годах глубокие сдвиги. Последний в Италии очаг свободы и независимости, Венеция, потерпев серьезное поражение в турецкой войне 1538-1542 годов, жила в этот период тревожно и напряженно. Усилились внутренние противоречия, все более деспотичный характер приобретало правление патрицианской верхушки: в 1539 году была учреждена должность трех инквизиторов по охране государственных тайн; в 1545 — введен контроль за личной перепиской дожа; все более суровым становилось воздействие католической реакции. Естественно, эти события повлекли за собой глубокую ломку и традиций венецианского Возрождения. В искусстве исчезают чувство счастливой гармонии бытия, спокойные и ясные интонации. Художники Венеции начинают остро ощущать драматизм жизненных конфликтов, видеть в жизни бурное, динамическое начало. Это стремление к более субъективной, взволнованной, иногда трагической интерпретации жизненных коллизий определило характер творчества Тинторетто и молодого Бассано; оно же объясняет популярность в Венеции искусства Скьявоне с его усложненным и произвольным видением мира. В "Благовещении", написанном художником между 1553 и 1555 годами для церкви Сан Пьетро в Беллуно, змеевидные ритмы, зыбкость очертаний фигур, словно колеблемых порывами ветра, таинственно мерцающий свет рождают чувство беспокойства, волнения, драматического накала. Чаще всего носителем этого чувства смутной тревоги в картинах художника становится природа, стихия ее могучей жизни ("Юпитер и Ио", Ленинград, Государственный Эрмитаж). С меньшей глубиной Скьявоне удавалось раскрытие конфликтов человеческих характеров. Однако в произведениях на темы мифологии, в аллегориях он поражает своеобразием художественного видения, сложностью хроматических вибраций света. К наиболее значительным достижениям художника позднего периода принадлежат его декоративные полотна для свода зала Библиотеки св. Марка (1561-1563).