10.12.2012

Оленин, Алексей Николаевич (1763-1843)

Русская культура первой половины XIX века выдвинула многих выдающихся художников и музыкантов, архитекторов и писателей. Но полную картину художественной жизни того времени, связанную со становлением и расцветом русской национальной культуры, невозможно представить и без упоминания заслуг Н. П. Румянцева — основателя румянцевского кружка ученых и создателя Румянцевского музея в Петербурге, П. П. Свиньина — издателя журнала "Отечественные записки", собравшего первый "Русский музеум", и многих других. В одном ряду с ними стоит и имя А. Н. Оленина — директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств, покровителя и близкого друга большинства деятелей культуры своей эпохи, о котором один из авторов писал, что "нет биографии отечественного писателя от Державина до Пушкина, в которой не было бы страницы, посвященной памяти Оленина, не было художника и артиста, которого бы Оленин обошел бы своим вниманием".

Сам Оленин был фигурой одаренной во многих областях: археология, изобразительное искусство и литература были его основными занятиями. Этому способствовало и прекрасное образование, полученное им в Санкт-Петербургском пажеском корпусе (привилегированном учебном заведении для пажей царского двора), в котором наряду со множеством дисциплин воспитанники изучали историю, географию, литературу, геральдику, генеалогию; и продолженное в Дрезденском артиллерийском училище и Страсбургском университете, куда семнадцатилетний Оленин был послан по повелению Екатерины II. В Германии он увлекся рисованием и граверным искусством, страсть к которому сохранил на всю жизнь. Изучение только что вышедшей "Истории искусства древности" И. И. Винкельмана, постоянное посещение библиотек и музеев позволили ему свободно ориентироваться в истории искусств.

Образованность Оленина в гуманитарных науках была широко известна его современникам. Поэтому не случайно, что именно его кандидатура была предложена в 1808 году на должность помощника главного директора императорской Публичной библиотеки в Петербурге, а в октябре 1811 года — директора. Библиотека, основанная в 1795 году, начала свое планомерное развитие как национальное книгохранилище лишь с приходом Оленина. В 1814 году библиотеке было представлено право получения обязательного экземпляра, и в 1814 году она была открыта для общего пользования. Под руководством Оленина начинается наведение порядка в книгохранилище, книги размещаются по определенной системе, согласно составленному им "Опыту нового библиографического порядка"; организуется отдел рукописей и старопечатных книг. К работе в библиотеке привлекаются видные представители русской культуры: известный баснописец И. А. Крылов, первый переводчик "Илиады" Гомера Н. И. Гнедич, бывшие также близкими друзьями А. Н. Оленина, и многие другие.

Но вскоре Оленин назначается на более ответственный пост: 17 апреля 1818 года он становится президентом Академии художеств — единственного учебного заведения в России, готовившего тогда художников-профессионалов, — почетным членом которой "за отличную привязанность к изящным искусствам и знание, сопровождающее оную", он был избран еще в 1804 году по предложению ее тогдашнего президента А. С. Строганова.

Академия художеств, основанная в 1757 году, которой в 1764 году Екатериной II были дарованы устав и привилегия, размещалась на Васильевском острове, в здании, сооруженном Ж. Б. Валлен-Деламотом и А. Ф. Кокориновым. Возглавив Академию, Оленин начал свою деятельность с ремонтных и строительных работ в ее здании, остававшемся еще малоприспособленным для нормальных занятий. При нем строится новый учебный корпус, "спроектированный по самым строгим правилам древнего греческого зодчества", приводятся в порядок обветшавшие парадные интерьеры главного здания, сооружается широкая чугунная лестница, замысел украшения которой целиком принадлежал Алексею Николаевичу. Одновременно, по проекту К. А. Тона, идет строительство гранитной пристани с широким лестничным спуском к Неве напротив главного входа в Академию. В 1834 году, когда два высоких постамента набережной увенчали гранитные сфинксы, найденные близ древнеегипетской столицы Фивы и купленные Россией, архитектурный ансамбль получил свое окончательное завершение.

За время 26-летнего президентства Оленина в Академии осуществились многие намеченные им преобразования. Оленин первым признал недостаточность одних только практических навыков, указав на необходимость создания прочной теоретической базы: в петербургской Академии, равно как и в других европейских академиях, отсутствовали учебные книги. В эти годы создается курс теории рисования, с 1831 года И. В. Григорович приступает к чтению курса теории изящных искусств.

В начале века в России наблюдается повышенный интерес к истории: в 1804 году начинает функционировать "Общество истории и древностей российских" при Московском университете, Н. М. Карамзин пишет многотомную "Историю государства Российского", организуются многочисленные археологические экспедиции. При президентстве Оленина, кроме курсов истории, мифологии, географии, русской словесности, французского и немецкого языков, вводятся такие предметы, как археология, дававшая "разбор древних обычаев народов", и священная история, излагаемая в виде "знаменитейших происшествий". Сам Оленин занимается составлением "Полного живописного курса археологии и этнографии для художников". В 1832 году он издает "Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Траяна и русских до нашествия татар", призванный помочь молодым художникам лучше разобраться в оружии и одеждах древних народов, в том числе славян.

В 1831 году Оленин составил программу курса теории зодчества и строительного искусства для архитектурного класса Академии. Благодаря начатым им исследованиям и подготовке к изданию отечественных древностей, которые мыслились как учебное пособие для художников, создалась новая отрасль, лежащая на стыке науки и искусства, — художественная археология. Первым, кто начал заниматься ею по инициативе Оленина, был Ф. Г. Солнцев, окончивший курс по мастерской С. С. Щукина и А. Е. Егорова с первой золотой медалью, дававшей право на заграничную поездку. Но художник остался в России и под непосредственным руководством Оленина, строго требовавшего предельной аккуратности и обстоятельности в фиксации объекта, занялся зарисовками археологических древностей и памятников древнерусского зодчества. Федор Григорьевич Солнцев завершил труд жизни своего учителя, издав в 1849 — 1853 годах подготовленные под руководством Оленина шесть томов "Древностей Российского государства".

Для того же архитектурного класса Олениным была разработана программа, ставшая первым заданием на археологическое исследование и реставрацию памятника зодчества. В годы господства в искусстве романтизма это задание преследовало целью не только запечатление, для последующего воссоздания, разрушенного памятника, но и служило исходным материалом для практической работы архитекторов, увлеченных национально-романтическим направлением в архитектуре.

При президентстве Оленина, с 1824 года, регулярно раз в три года устраиваются академические выставки, проходившие обыкновенно в конце сентября и длившиеся две недели. Положено начало Кунсткамере при Академии, улучшено положение пенсионеров, отправлявшихся за границу. В 1832 году организуется гравюрный кабинет — кабинет эстампов выходит из состава библиотеки Академии, и хранителем его становится один из прославленных живописцев того времени А. Г. Варнек, которого вскоре сменяет выдающийся русский гравер Н. И. Уткин.

В историю русской культуры Алексей Николаевич Оленин вошел не только как президент Академии, но и как гостеприимный хозяин дома в Петербурге (сначала на правом берегу Фонтанки, а затем на набережной Мойки) и дачи в Приютине, ставших местом собрания ученых, литераторов и художников. Оленинский кружок был видным культурным центром Петербурга 1810- 1820-х годов; в его доме "почти ежедневно встречалось несколько литераторов и художников русских. Предметы литературы и искусства занимали и оживляли разговор. Сюда обыкновенно привозили и все литературные новости: вновь появлявшиеся стихотворения, известия о театрах, о книгах, о картинах..." Несколько поколений художников были "взысканы и поощряемы" А.Н. Олениным: А.П. и К.П. Брюлловы, А.Г. Венецианов и А.Г. Варнек, А.Е. Егоров и О.А. Кипренский, А.О. Орловский и С.И. Гальберг, Ф.И. Иордан и И.П. Мартос, С.С. Пименов и И.И. Теребенев, Н.И. Уткин и К.К. Гампельн.

Н. Семенова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.