10.12.2012

Пинтуриккьо (1454-1513)

Умбрийская живопись только во второй половине XV столетия начала играть заметную роль в искусстве итальянского Возрождения. Это объяснялось некоторыми особенностями ее социально-политического положения. В Умбрии, наряду с крупными городами, большое место занимали феодальные поместья, сохранявшие свое былое могущество, и поэтому культура герцогства была ближе к рыцарски-утонченному искусству Бургундии, Сиены, чем к демократической Флоренции. И только после того, как стали широко известны произведения великого Пьеро делла Франческа, более тесные художественные связи установились с флорентийскими мастерами, умбрийские живописцы нашли свой самостоятельный путь. Одним из главных центров этого нового течения стала Перуджа, уроженцем которой был Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, прозванный Пинтуриккьо. Он учился в мастерской Бенедетто Капорали, оставив своего учителя, какое-то время писал миниатюры — одна из них украшает молитвенник, хранящийся в библиотеке Ватикана. В 1481 — 1483 годах Пинтуриккьо помогал Пьетро Перуджино украшать фресками Сикстинскую капеллу в Риме, и это содружество имело важнейшее значение для дальнейшей деятельности начинающего живописца. Он приобрел опыт в сложнейшем виде декоративно-монументальной стенной росписи. Уже через несколько лет Пинтуриккьо стал самостоятельным художником-монументалистом.

В 1493 году он начал работу над фресками в апартаментах Борджиа в Ватикане, по заказу папы Александра VI и его сына Чезаре Борджиа, которые покровительствовали художнику. Работа длилась до конца 1494 года. Сравнительно небольшие по размерам комнаты, перекрытые низкими сводами, следовали одна за другой, образуя анфиладу. Пинтуриккьо решил сохранить монументальность сводов и стен, не изменяя архитектурного пространства, и с помощью тематического и декоративного убранства создать здесь единый ансамбль. Основное место среди стенных росписей заняли библейские сюжеты, среди которых появились изображения герба рода Борджиа, к которому принадлежал папа Александр VI. Во всех апартаментах стены от пола до люнет украшены строгим повторяющимся орнаментом, заканчивающимся широким светлым карнизом. Над ним в полукруглых люнетах помещены сюжетные композиции. Пилястры и арки свода, на синем фоне которых сиял золотом орнамент, завершали убранство комнат. В этих залах было довольно темно, так как окна, небольшие и узкие, пропускали мало света, поэтому фрески были написаны в достаточно яркой цветовой гамме. Уже давно итальянские художники религиозные сюжеты трактовали как события, происходящие в реальной действительности. Композиция в зале жития святых "Диспут св. Екатерины" трактована как светское собрание придворных, ученых и мыслителей при дворе правителя, лежащие книги раскрывают смысл происходящего. Одежда восточных мудрецов, юных пажей светится малиновыми, фиолетовыми и зелеными тонами, золотой узор на ее поверхности подчеркивает роскошь туалетов. Во всех фресках апартаментов Борджиа есть нечто сказочное, немного фантастическое. Пинтуриккьо был талантливым портретистом и создал целую серию блестящих портретов в этих композициях, среди которых римляне узнавали своих современников. Папской резиденцией эти комнаты были недолго, позднее их использовали для разных целей, несколько раз их фрески были переписаны. Только в конце XIX века провели реставрацию апартаментов Борджиа, после долгого перерыва зрители увидели творения Пинтуриккьо.

Следующей работой живописца были стенные росписи в библиотеке собора в Сиене, с которой Перуджа издавна поддерживала дружеские отношения, и потому не было ничего удивительного в том, что знаменитый художник из этого города получил приглашение выполнить столь ответственный заказ. Но надо отметить, что известность Пинтуриккьо росла очень быстро, с каждым новым произведением. Библиотека сиенского собора, построенная по решению папы Пия II, украшалась фресками, вероятно, с 1503 года. В плане она представляла узкий прямоугольник, вдоль стен которого стояли пилястры, поддерживающие своды помещения. Пинтуриккьо решил несколько сузить расстояние между пилястрами и сводами, увеличив их количество. Так он создал обрамления для каждой композиции, смело соединяя реальные архитектурные детали с ложными. В зале возникло совершенно новое ощущение более свободного и ритмичного пространства. Весь цикл фресок библиотеки посвящен жизненному пути гуманиста и поэта Энеа Сильвио Пикколомини (1405 -1464), в 1458 году избранного папой под именем Пия II. Это была совершенно новая тематика, повествующая о жизни конкретного человека. Джорджо Вазари подробно перечислил все сюжеты этого цикла, следующие в хронологическом порядке, от рождения Пикколомини до его смерти в Анконе. Всего было выполнено десять фресок. На одной из них представлен торжественный отъезд кардинала Капраника на Базельский собор, длившийся почти восемнадцать лет, с 1431 по 1449 год, сначала в Базеле, а потом в Лозанне. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини. Полукруглая арка, опирающаяся на пилястры, образует раму, поверхность ее украшена геометрическим орнаментом и гротесками, в которых соединяются мотивы растительного и фигурного изображения. В этом изящном обрамлении представлена группа всадников в сопровождении пажей, слуг, породистых собак. Событие не столько реальное и достоверное, сколько рыцарски-утонченное, почти фантастическое. На первом плане красивый всадник на белом коне, в роскошном платье и шляпе, повернув голову, смотрит на зрителя — это Эней Сильвио. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах. Удлиненные пропорции хрупких фигур, чуть манерные движения, легкие наклоны головы близки к придворному идеалу. Жизнь папы Пия II была полна ярких событий, и Пинтуриккьо рассказал о встречах папы с королем Шотландии, с императором Фридрихом III.

В творчестве художника чувствуется стремление к внешним эффектам, декоративности, сказочности, поэтому своим современникам он казался немного наивным. Вазари пишет: "Если судьба и помогает многим, которые одарены талантом, то, наоборот, существует бесчисленное множество талантливых людей, преследуемых ее превратностями и ее враждой. Отсюда явствует, что истинными своими чадами считает она тех, кто без помощи какого-либо таланта всецело зависит от нее, и что ей любо, когда по милости ее возвышаются те, кто пробыл бы в безвестности, если бы полагался только на собственные заслуги. И это мы видим по Пинтуриккьо из Перуджи, который, хотя и выполнил много работ и получал помощь от многих, тем не менее приобрел гораздо большую известность, чем его произведения это заслуживали. Однако он был человеком в крупных работах весьма опытным и всегда держал при себе многих помощников". Оценка Вазари слишком строга. Необходимо отметить редкий дар художника учитывать особенности архитектурного интерьера, который он украшал, и, используя их, добиваться единства тематики и композиции. Он прекрасно чувствовал плоскость стены, идеально строил пространство, в котором свободно располагались его герои.

Особое место в творчестве художника занимали станковые произведения. Он писал картины на религиозные и мифологические темы и портреты. Большинство исследователей его наследия считают Пинтуриккьо автором знаменитого "Портрета мальчика" из Дрезденской картинной галереи. Фигура мальчика занимает весь первый план. Он одет в строгое платье горожанина розового цвета, завершает его туалет маленькая синяя шапочка. Каштановые волосы спускаются до плеч, обрамляя нежное лицо, внимательный взгляд карих глаз задумчив, чуть тревожен. За спиной у мальчика — умбрийский пейзаж с тоненькими деревцами, серебристой рекой, небом, розовеющим на горизонте. Весенняя нежность природы, как отзвук характера героя, гармонирует с поэтичностью и очарованием юности.

Е. Красильникова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.