Чайков, Иосиф Моисеевич (1888-1979)
Среди тех, кто стоял у истоков новой художественной культуры Советской страны, был скульптор Иосиф Моисеевич Чайков. Как и большинство деятелей искусства, он принял революцию без колебаний, сразу же включившись в активную художественную деятельность молодой республики. О задачах ленинского плана монументальной пропаганды художник узнал в родном Киеве. К сожалению, памятники Карлу Марксу и Карлу Либкнехту, созданные Майковым в рамках плана монументальной пропаганды, безвозвратно погибли, как и многие монументы этой легендарной эпохи. Грандиозные и масштабные пластические задачи находили тогда воплощение лишь в гипсе, цементе, бетоне и других недолговечных материалах. Это и определило судьбу большинства интереснейших памятников первого десятилетия Октября.
В 1920 году Чайков переезжает в Москву, где становится преподавателем скульптуры во Вхутемасе-Вхутеине. Высшие художественно-технические мастерские, созданные на базе Училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища, собрали лучшие художественные силы республики. Там преподавали многие прославленные мастера советского изобразительного искусства: В. А. Фаворский, В. И. Мухина, И. И. Нивинский, П. В. Кузнецов, В. А. Веснин, К. С. Мельников.
Годы преподавания были прерваны двухлетним пребыванием Чайкова в Берлине. Вернувшись оттуда уже зрелым, сложившимся мастером, Чайков продолжает вести большую преподавательскую работу на скульптурном отделении Вхутемаса. Творческая поездка в Берлин закрепила те представления о путях развития современной скульптуры, которые начали складываться у художника еще до революции.
В 1910 году Иосиф Чайков приезжает в Париж. Как и его будущие коллеги-скульпторы А. Н. Андреев и А. С. Голубкина, В. Н. Домогацкий и В. И. Мухина, в разное время открывавшие для себя Париж, он окунается в его особую творческую атмосферу, насыщенную богатыми художественными традициями, духом поиска и новаторства. Его первым учителем становится скульптор Н. Л. Аронсон — создатель широко известных бюстов Л. Н. Толстого, Л. Бетховена (установленного как памятник перед его домом в Бонне) и других произведений станковой и монументальной скульптуры. Одновременно с занятиями у Аронсона Чайков посещает Школу декоративных искусств, а в 1912 — 1913 годах — Школу изящных искусств. В 1912 году на выставке "Группы русских художников" он впервые показывает свои работы — проекты витражей, а в 1913 году его имя значится среди экспонентов Осеннего Салона. Пребывание в Париже, знакомство с последними течениями в европейском искусстве имело большое влияние на молодого скульптора. Его, как и большинство русских художников, работавших в те годы в Париже, привлекает творчество Пабло Пикассо. С этого времени в работах Чайкова намечается поворот к кубизму.
Многие художники послеоктябрьской эпохи, наряду с интересом к формальным задачам, стремились в своих произведениях достичь монументальности, наиболее отвечавшей по своим задачам духу того грандиозного времени. Монументальность, однако, понималась ими по-разному. Часть из них в поисках новой формы, способной отразить новое время, обращались к кубизму и конструктивизму. В динамике произведений, в обостренном чувстве формы ряд скульпторов видели признаки нового искусства. Как отметил А. В. Бакушинский, "левый курс", объединивший многих художников, "научил крепко строить, чувствовать скульптуру и архитектуру большими формами в их непосредственной связи с материалом". В такой стилистике сделаны многие работы И. Чайкова начала 20-х годов. Его "Электрификатор", "Мостостроитель", "Скрипач", "Жонглер" и ряд других произведений отличаются обобщенными формами. В работах этих лет скульптор стремится использовать пространство как конструирующий элемент, соединить в одном объекте разные точки зрения на него, сразу дать несколько профилей скульптуры, которая "беспокойно живет в пространстве". Одной из проблем, интересующих художника в связи с работой над многофигурными композициями, становится разработка полых пространств между фигурами. Чайков хочет ликвидировать ничем неоправданные "дыры", заставляет внутреннее пространство стать столь же выразительным фактором, как и изобразительные моменты, а скульптуру — насыщенной, цельной, стремящейся к "уплотнению".
К 10-летию Октябрьской революции Иосиф Чайков создает "Башню Октября". Макет памятника был смонтирован и установлен для обозрения перед зданием, где сегодня помещается Музей Революции в Москве. Выбор башни как архитектурного типа был не случаен — она ассоциировалась с устремлением ввысь, к новому, а в спиралевидности движения отдельных объемов, уменьшавшихся снизу вверх, виделось соответствие виткам истории человечества. В "Башне Октября" художник пытался добиться синтеза архитектуры, скульптуры и других видов искусства, выставленных в залах музея, спроектированного внутри металлического каркаса. Башню завершала небольшая по размерам скульптура, изображавшая обнаженную фигуру рабочего с серпом и молотом в руке. Однако желаемого синтеза не получилось. Скульптура плохо гармонировала с тяжелыми и грубыми формами основного объема, составленного из крупных металлических деталей. Чайков, использовавший в памятнике выразительные возможности железа, предполагал установить его в одном из рабочих районов, перед зданием завода. По своему замыслу, "Башня Октября" во многом перекликалась с известной "Башней III Интернационала" В. Е. Татлина.
Насыщенной, острой, активной была художественная жизнь Советской России 1920-х годов. Именно тогда возникает наибольшее количество различных по своим творческим устремлениям художественных объединений. В 1924 году Чайков вместе с рядом живописцев, скульпторов, графиков и архитекторов, основы художественного творчества которых сформировались еще в начале XX века, вошел в общество "4 искусства". Программа общества, поднимавшая вопросы профессионального мастерства, пластического совершенства как главных принципов художественного творчества, большую роль отводила также синтезу искусств. Среди скульпторов в обществе состояли С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Б. Д. Королев, А. Т. Матвеев, которые, как и Чайков, пытались решать серьезные профессиональные проблемы. Они не только разрабатывали в своем искусстве новые темы, но и активно боролись за дальнейшее укрепление специфики скульптуры, обновление материалов и способов пластического выражения.
Характерной особенностью творчества И. Чайкова 20-30-х годов является сложность сюжетов и композиций. По словам скульптора, его неизменно интересовало изображение фигуры и предмета в пространстве, в воздухе. Особенно важной в этих композициях он считал внутреннюю динамику фигур, "органичность движения, рассчитанного не на первый эффект, а на длительное обозрение". Результатом поисков передачи острого, спиралевидного ритма движения человеческого тела в пространстве явилась скульптурная группа "Футболисты" (1928-1938, бронза). На протяжении десяти лет Чайков неоднократно обращался к этой теме, создавая различные ее скульптурные версии, лучшая из которых установлена перед зданием Государственной Третьяковской галереи. Можно сказать, что этой работой Чайковым была открыта тема спорта в советской скульптуре. Сходные задачи он пытается разрешить и в небольшой по размерам фигурке "Парашютиста" (1933, бронза, ГТГ). И хотя эта скульптура также "живет на собственной оси", Чайкову, как и всегда при изображении сильного, стремительного движения, удается мастерски удержать фигуру в некоей точке пространства, достичь внутреннего равновесия скульптурных масс.
В разные годы художник обращается к портретному жанру. В 1920-х годах им созданы портреты художника В. Фаворского и актера С. Михоэлса, в 30-х годах — писателя К. Чуковского, в 40-х — К. Ворошилова и художника М. Черемныха. Неоднократно Чайков возвращается к образу Владимира Маяковского, идею памятника которому он вынашивал многие годы. В ходе работы им были созданы различные варианты фигуры поэта, несколько его скульптурных портретов.
Присущие Чайкову монументальность ви?дения, чувство формы, динамика движения, интерес к выражению актуальных социальных идей в 1930-х годах находят отражение в освоении им индустриальной тематики.
В то же время его все больше начинает интересовать классическая традиция. В 1937 году И. Чайков принимает участие в создании советского павильона для Всемирной выставки в Париже. Ступенчатую архитектурную композицию павильона, созданного по проекту Б. М. Иофана, венчала скульптурная группа В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница". Чайков выполнил скульптурные пропилеи, образующие главный вход в павильон. Одиннадцать барельефов, украшавших пропилеи, изображали фигуры, символизирующие Советские республики. После завершения выставки они были переданы в дар профсоюзам Франции.
Творчество Чайкова необычайно многообразно и по тематике, и по стилистическим поискам. Наряду с монументальной и станковой скульптурой он часто обращался к мелкой пластике. Часто сюжетами его произведений становились повседневные события, но и их он стремился опоэтизировать придать им художественную форму. "Значительность произведения — не только значительность темы, — говорил художник. — Важно и малое явление поднять до значительного... Для этого требуется немало душевных сил".