10.12.2012

Агаджанян, Степан Меликсетович (1863-1940)

Народный художник Армянской ССР Степан Меликсетович Агаджанян принадлежит к числу основателей армянского советского портрета. Художник, обладавший высокой живописной культурой, мудрый педагог, Агаджанян, продолжая реалистические традиции XIX века, оказал огромное влияние на молодое поколение армянских художников 20-30-х годов.

Агаджанян родился в городе Шуше (Нагорный Карабах) в многодетной семье портного. Степан выделялся среди сверстников своей выразительной внешностью, темпераментом, повышенным чувством требовательности к себе и товарищам. Эти последние качества характера он сохранил на всю жизнь. К девяти годам появляется тайная страсть к рисованию, которую он скрывал из боязни быть осмеянным. Первым учителем юного художника была сама природа со всем многообразием форм и красок.

Довольно поздно, в возрасте 10 лет, мальчика отдают в Шушинское городское четырехклассное училище, где на уроках рисования становятся очевидны незаурядные способности Степана. У него появляется мечта стать настоящим художником. Но по окончании училища в 1884 году Степан, как старший среди детей, был вынужден помогать родителям. Он уезжает сначала в Баку, а затем в Марсель, где находились торговые филиалы фирмы братьев его матери. В Марселе, по настоянию дяди, он поступает в коммерческий институт, но затем оставляет его, чтобы поступить в местную школу живописи. Степан энергично принимается за работу, делает большие успехи, каждый год получая высшую награду — золотую медаль. Тогда же, несмотря на скудные средства, он берет частные уроки у мастера реалистической живописи, профессора, портретиста Местри. Талантливая натура Агаджаняна проявилась в это время еще в одном — у него обнаружился прекрасный драматический тенор. Во время работы художник напевал арии, пел для друзей, посещал музыкальные вечера.

Между тем дела дяди постепенно пришли в упадок, и в 1894 году он уехал на родину, оставив Степана совершенно без средств. Прожив в Марселе 13 лет, в 1897 году Агаджанян переезжает в Париж и продолжает обучение в частной Академии Жюлиана. Это была одна из самых доступных академий, куда приезжали учиться художники разных национальностей, в том числе и армянские живописцы. За три года Агаджанян заканчивает Академию и получает первый приз — золотую медаль. Здесь его преподавателями были Ж. — П. Лоранс, работавший в историческом жанре, и Б. Констан, один из видных представителей французской академической живописи XIX века. Главными учителями художника были великие мастера прошлого. Свободное время он проводил на выставках, в музеях. Несомненно, уже в Париже сложилось творческое лицо художника.

В академических штудиях Агаджаняна этого времени проявляется то главное, что станет определяющим в последующих работах художника, — внимание к внутреннему миру модели, стремление увидеть в каждом натурщике живую, неповторимую личность. Именно это помогает молодому художнику преодолеть сковывающие условности академической манеры. Реалистическая ориентация творчества теснейшим образом связана с содержанием его искусства. Именно этим объясняется тот факт, что в эпоху борьбы различных течений во французском искусстве Агаджанян остался верен раз и навсегда выбранному пути.

Ранние портреты — "Старушка-бретонка", "Голова рыбака", "Молодая бретонка с сережками" — исполнены в свободной живописной манере, пейзажи носят лирико-романтический характер, в них ощущается близость к произведениям Курбе, как, например, в пейзаже "Бретань. Берег моря".

В 1900 году Агаджанян получает письмо из дома с настоятельной просьбой вернуться — болен отец, умер брат, материальные дела очень плохи. Начинается новый период в жизни художника, полный жизненных невзгод. Первые серьезные работы этого периода — портреты отца и матери. Оба портрета очень характерны, подчеркнуто психологичны. Но если портрет отца, выполненный в темной колористической гамме, интересен своим композиционным решением, то изображение матери демонстрирует большие живописные возможности художника. Большое удовольствие Степану дает работа в пейзажном жанре. Он работает на пленэре, его палитра впитывает теплые, золотистые тона солнца, постепенно очищаясь от темных, "музейных" красок работ академического периода. В поисках средств он исполняет несколько эскизов для росписи домов, работает у фотографа. Прожив два года в Шуше, он уезжает в Баку, а затем в Ростов-на-Дону. Здесь художник попадает в благоприятную для развития искусства среду. С 1907 года в Ростове проводятся весенние художественные выставки. Агаджанян принимает участие в них, занимается педагогической деятельностью как учитель рисования и черчения в армянской школе. В ростовский период палитра художника осветляется, цвет становится насыщеннее. Среди пейзажей этого времени лучшим является полотно "Покинутая кузница", в котором художник передает настроение этого некогда шумного уголка города. Агаджанян много работает как портретист, запечатлевая в картинах образы рабочих, ремесленников, крестьян, интеллигенции. Начиная с 1912 года Агаджанян приступает к новой теме — детскому портрету. В ростовский период были созданы такие замечательные произведения, как "Портрет Маруси" (1907), "Думы" (1914), "Портрет ростовского столяра" (1910), и один из лучших его автопортретов 1907 года. Для решения психологических задач художник выбирает сложные ракурсы, дающие богатую игру света и тени. Особенно выразителен этот прием в портрете жены 1916 года. Его произведения отличаются теперь не только колористическим и композиционным разнообразием, но и выразительными характеристиками портретируемых. Тяга к эмоциональной содержательности образа, живописное мастерство заметно выделяют работы Агаджаняна среди произведений других художников этого времени.

В 1920 году в Армении устанавливается советская власть, и Агаджанян возвращается на родную землю. В 1921 году основывается "Ассоциация художников революционной России", куда вступает и Агаджанян.

В 1927 году правительство Армении награждает художника почетным званием заслуженного деятеля искусств. Воодушевленный этой наградой, Агаджанян приступает к созданию большой серии портретов представителей новой советской интеллигенции, среди которых наиболее интересны "Портрет композитора С. Меликяна" (1933), "Портрет профессора Габриэляна" (1934), "Портрет артистки Баронкиной" (1935), "Портрет народного художника АзССР Азим-заде" (1936), "Портрет народного учителя С. Саакяна" (1940) и некоторые другие. Он вновь возвращается к детской теме, проявляя тонкое понимание духовного мира детей.

Агаджанян много времени уделял педагогической деятельности. Когда в 1921 году открывается первое художественное училище в Ереване, он вступает в штат его преподавателей. Как крупный художник, Агаджанян пользовался большим авторитетом, оказал значительное влияние на молодежь.

В 1938 году открывается персональная выставка Агаджаняна, тогда же ему присваивается звание народного художника. В 1939 году он получает правительственную награду — орден Трудового Красного Знамени. 13 декабря 1940 года художник скончался, оставив после себя богатое наследство — более 130 картин и плеяду молодых живописцев, продолжающих развивать принципы его искусства.

Е. Любимова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.