10.12.2012

Далу, Эме Жюль (1838-1902)

Французская скульптура в XIX веке была подвержена довольно быстрой смене различных течений. Если в начале столетия еще господствует классицизм, то позднее, в 30-40-е годы, уже расцветает романтическая скульптура. Давид д'Анже в своих портретах создает образ современника, но воплощением революционной романтики становится творчество Франсуа Рюда. Его героические памятники, особенно знаменитый рельеф "Марсельеза" (или "Отправление добровольцев") на Триумфальной арке на площади Звезды в Париже, проникнуты пафосом революции. Но при всей романтической экспрессии Рюд вносит в скульптуру реалистическое начало, во многом противоположное классицистическим идеалам. Рюд обогатил монументальную скульптуру целым рядом приемов, новаторский характер которых сыграл немалую роль в дальнейшем развитии французской пластики.

Среди других представителей романтизма во французской скульптуре нужно назвать в первую очередь Антуана Бари и Жан-Батиста Карпо, чье влияние выходит за рамки французского искусства. Бари окончательно порывает с принципами классицизма. В его анималистических скульптурах царит стихия романтизма, проникнутая духом яростной борьбы. Известнейшая группа "Лев и змея" (1833, парк Тюильри, Париж), созданная мастером, — олицетворение динамики форм, бурного движения, которое, собственно, и является главной проблемой для Бари. В целях достижения большей экспрессии он много внимания уделяет технической стороне, особенно в работе с бронзой. Бари можно назвать предшественником импрессионизма в скульптуре, столь вычурны и живописны поверхность и фактура в его произведениях.

Темпы развития скульптуры во второй половине XIX века во Франции были несколько более замедленны, чем в других видах искусства. В лице Карпо романтические тенденции противостоят в это время салонному искусству с его слащавостью и сентиментальностью.

Творчество учеников Карпо знаменует собой несомненный упадок общего уровня французской скульптуры, над которым возвышается лишь один подлинный мастер — Далу.

В молодости скульптор сближается с живописцем Фантен-Латуром и будущим великим ваятелем Роденом. Однако из-за участия в Парижской коммуне мастер был вынужден эмигрировать в Англию (1871 — 1879). В эти годы Далу занимается в основном мелкой пластикой. Он создает небольшие жанровые скульптуры ("Пианистка", "Читательница"), а также портреты, в которых демонстрирует незаурядное мастерство и умелое владение формой. Но условия не давали возможности развернуться его таланту монументалиста.

По возвращении во Францию Далу вскоре становится официальным скульптором Третьей республики. В это время он начинает работу над грандиозным памятником "Триумф республики", которая продолжается на протяжении десяти лет. Скульптор изображает запряженную дикими зверями колесницу. Она окружена несколькими символическими фигурами, над которыми возвышается женщина в развевающихся одеждах — олицетворение республиканской Франции. При всей своей театральности этот памятник стал этапным не только в работе над многофигурными композициями, но и в постижении реалистического языка скульптуры.

Среди монументальных работ Далу есть и менее удачные — например, памятник Делакруа, где господствует модная в то время барочная стилизация.

С 1889 по 1892 год Далу был занят созданием "Памятника труду". Сам памятник так и не был завершен, но сохранилось более пятидесяти эскизов в терракоте. Эти фигуры занятых трудом рабочих и крестьян, в которых скульптор со всей силой своего реалистического таланта стремится подчеркнуть прозаическое начало. Эскизы Далу можно назвать своего рода гимном труду. В них автор открыл совершенно новую тему для искусства XIX века, которая найдет развитие у Константина Менье, а затем и у многих скульпторов XX столетия.

Еще будучи в эмиграции, Далу посетил Бельгию, где на него огромное впечатление произвели произведения великого фламандского живописца Рубенса. В дальнейшем скульптор делал попытки воплотить живописный мир Рубенса в скульптурных формах. Одна из таких попыток — группа "Силен" (Люксембургский сад, Париж). Персонажи этой многофигурной композиции словно сошли с полотен великого фламандца. Однако композиционно скульптура явно перенасыщена и действующими лицами, и движением.

Далу был значительной фигурой на фоне художественной жизни своего времени. Он стремился противопоставить себя салонному и академическому искусству, шел по пути реалистического развития. Но все же, в отличие от своего современника Родена, открывавшего пути в новое столетие, Далу целиком принадлежит XIX веку.

А. Таргулов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.